29.01.2018

Прощение долгов

Прощение долгов

Роман Алёхин из Ассоциации социальных предпринимателей говорит: «Российская Федерация списывает гораздо бóльшие безнадежные долги других государств. И принять решение о списании таких долгов граждан внутри государства — это не просто справедливо, но и очень правильно с точки зрения развития экономики».

По его мнению, весь ответ президента, касающийся списания долгов и неправильного налогового администрирования, весьма позитивен по сути. «Действительно, — уточняет эксперт, — многие предприниматели не так боятся налогов при открытии бизнеса, как того, что налоги будут больше, чем сам бизнес, а также того, что кроме налогов возникнет еще налоговая, административная и даже, возможно, уголовная ответственность. Все это тормозит предпринимательскую активность, выход из тени самозанятых и развивает недовольство со стороны граждан и в адрес правового поля, и в принципе в адрес государства и власти».

Кроме этого, время объявить налоговую амнистию, по словам Алёхина, выбрано очень подходящее — перед выборами 2018 года. «Я уверен, — говорит эксперт, — что это еще добавит поддержки на выборах действующему президенту России Владимиру Владимировичу Путину. Если попытаться развить эту тему дальше, вспомнив обещание президента о том, что в 2018 году повышений налогов не произойдет, то есть повод надеяться на реформу налогового законодательства с облегчением налогового бремени на бизнес и особенно малое предпринимательство. Будем ждать выборов!»

Ярослав Салеев, основатель компании «Кабинет Финансовой Помощи», подчеркивает, что 14 декабря президент Владимир Путин предложил освободить граждан и индивидуальных предпринимателей, накопивших налоговую задолженность в силу несовершенства налоговой системы, от ее выплаты, а также списать налоги, начисленные на условные доходы граждан. «Я бы хотел, — уточняет эксперт, — заострить свое внимание на списании условных доходов граждан. Простой пример: перед новым годом банки предлагают закрыть просроченный кредит с дисконтом. Разница „прощенной“ суммы трактуется как доход, и налоговая инспекция начисляет 13% налога. Считаю такое развитие событий позитивным для заемщиков и наших клиентов. Они смогут сэкономить свои деньги, а банки не будут „пугать“ заемщиков передачей данных в налоговую».

«Сразу оговорюсь, что разговор шел лишь про списание части штрафов и пеней, основные задолженности по налогам и сборам никто списывать не собирается, — подчеркивает арбитражный управляющий, партнер юридической компании „Стороженко и партнеры“ Александр Веремеенко. — Возможно, будут списывать штрафы и пени, которые очень старые, которые уже невозможно взыскать. Они висят не один год и портят всю картину для налоговых органов как показатель неэффективности их работы. Почему я говорю „возможно, будут списывать“? Если у нас в предвыборную кампанию заявляется, что нужно списать штрафы и пени, то это не значит, что налоговые органы их сразу возьмут и спишут».

Конечно, транспортные налоги, налоги за недвижимость никто списывать не собирается, замечает эксперт. «В нашей стране верить в то, что в налоговом законодательстве станет все по-другому, не приходится, — сетует Веремеенко. — Когда произойдут реальные списания, тогда мы поверим, хотя пока на практике налоговые органы осуществляют жесткие взыскания, непримиримо борются с неплательщиками».

Олег Иванов, политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, напоминает, что через несколько месяцев в стране состоятся выборы президента, и частичная налоговая амнистия — отличный шаг для начала предвыборной кампании. Дело в том, что 46 млрд рублей, о которых идет речь, распределены более-менее равномерно между огромным количеством должников. В отсутствие системной работы по их взысканию, на которую у налоговых органов просто не хватает кадровых и организационных ресурсов, эта сумма на самом деле становится большей головной болью именно для налоговиков. Очевидно, что они в первую очередь сосредоточены на взыскании налогов с крупного и среднего бизнеса, на долю которого приходится наибольшая часть задолженности. Условно говоря, расходы по принудительному взиманию налогов с физических лиц и индивидуальных предпринимателей не сильно ниже, чем сам этот долг. Таким образом, своим решением президент «убивает двух зайцев»: с одной стороны, получает благодарность избирателей-должников, а с другой стороны — освобождает налоговые органы от кропотливой и малоэффективной работы по сбору таких налогов.

Людмила Дуканич, профессор кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС, убеждена: «Предложения В.В. Путина о точечном облегчении налогового бремени могут только приветствоваться. Во многих ситуациях речь идет о необходимости последовательной реализации ранее принятых социальных мер. Яркий пример: списание задолженности по коммунальным платежам и банковским кредитам физлицам. Задолженности списываются, однако по действующему налоговому законодательству эти списанные суммы квалифицируются как полученная физлицом „материальная выгода“, и она подлежит обложению НДФЛ по повышенным ставкам. Серьезной проблемой для достаточно большого сегмента налогоплательщиков по имущественному налогу стал переход на его исчисление по кадастровой стоимости имущества, принадлежащего физическим лицам (дом, квартира, гараж, земельный участок). Во многих случаях она, явно превосходящая по своим размерам рыночную стоимость имущества, делает сумму налога непосильной для граждан. Думается, что, пока с кадастрированием недвижимого имущества граждан и ИП, работающих на общем режиме налогообложения, не будет наведен порядок, предложение президента следует также лишь приветствовать.

Главный аналитик «Телетрейд Групп» Олег Богданов говорит, что любое снижение долговой нагрузки на население и предпринимателей можно только приветствовать. «Сейчас, когда за 11 месяцев текущего года реальные доходы населения упали на 1,4%, меры правительства по стимулированию экономики должны быть направлены прежде всего в этом направлении. Однако следует учитывать, что прощают долги по состоянию на 1 января 2015 года. Эту задолженность уже можно оценить как долгосрочную, и в нынешней ситуации данная мера вряд ли сильно смягчит финансовую нагрузку на население и предпринимателей. Для них актуальны снижение нагрузки по текущим кредитам, длительные программы рефинансирования и снижение ставок», — резюмирует эксперт.

Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», президент Института развития и адаптации законодательства, глава Комитета по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия», говорит: «В позиции президента мне нравится то, что он всегда позитивно настроен. Мы все помним мораторий на налоги, за время которого появились десятки новых налогов. Была и тема, когда президент (поддерживая министра Максима Орешкина) призывал отказаться от налога на движимое имущество (на модернизацию). В итоге льгота по налогу отменена, и вся власть в руках регионов».

Все, что сейчас исходит из уст нашего президента, по словам эксперта, в первую очередь вызвано предвыборной кампанией и желанием угодить всем. «К сожалению, последние обещания Путина либо не сбылись вовсе, либо воплотились с большими корректировками. Поэтому в рамках имеющейся ситуации я бы с осторожностью относился к подобным обещаниям и не рассчитывал на списание долгов», — предостерегает Головченко.

 © БОСС


Возврат к списку