08 окт 2014
Статьей 8 Федерального закона "О рекламе" установлены требования к рекламе товаров при дистанционном способе их продажи.
В такой рекламе обязательно должны быть указаны сведения о продавце:
для юридического лица — наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
Казалось бы, все просто — в случае реализации товара через интернет-магазин в рекламе должны быть указаны перечисленные в законе данные.
Между тем на практике очень часто возникает вопрос: как быть, если рекламируется не товар, реализуемый через интернет-магазин, а сам интернет-магазин или услуга доставки.
По данному вопросу существует судебная практика, анализ которой поможет принять правильное решение.
В газете размещена реклама интернет-магазина детской одежды. При этом указание в рекламе на конкретный товар отсутствует (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2012 г. N 20АП-4024/12).
Суд пришел к выводу о том, что данная информация является рекламой, т.к. адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Из текста рекламы следует, что рекламируемый товар реализуется дистанционным способом, то есть на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. Соответственно, в рекламе должны быть указана сведения о продавце, установленные статьей 8 Федерального закона "О рекламе".
В газете рекламируется ресторан, предлагающий услуги доставки еды. Указания на конкретные блюда в рекламе отсутствуют, но есть отсылка к меню, расположенному на сайте ресторана в сети Интернет (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2008 г. N 04АП-3080/08).
Суд указал, в данном случае рекламируется не услуга по доставке товара, а сам товар, поэтому соблюдение условий, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О рекламе", обязательно.
В рекламе на сайте аптеки сообщается о службе доставки лекарственных средств и препаратов на дом. (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2012 г. N 06АП-4649/12)
Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 N 179 утвержден перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. К их числу относятся лекарственные средства и препараты. Продажа лекарственных товаров дистанционным способом, при котором возможна продажа таких товаров вне специально оборудованных помещений. Среди прочего к такой продукции относятся лекарственные средства и препараты.
По мнению нарушителя, он рекламирует не сами лекарственные средства, а только службу их доставки.
Суд пришел к выводу о том, что реализация лекарственных препаратов посредством дистанционного способа продажи не допускается, соответственно, не допускается реклама способов доставки таких товаров.
В наружной рекламе интернет-магазина указывается наименование магазина (но не конкретных товаров) и возможность покупки товара в кредит.
В данном случае имеются нарушения сразу двух положений Федерального закона "О рекламе". Во-первых, отсутствуют данные о продавце. Во-вторых, отсутствует наименование лица, оказывающего банковские услуги. Обязанность указывать информацию о лице, предлагающим банковские услуги, предусмотрена статьей 28 Федерального закона "О рекламе".
За нарушение данного требования статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность:
Указывайте и в рекламе интернет-магазина и в рекламе товаров, реализуемых через интернет-магазин, во избежание санкций со стороны Федеральной антимонопольной службы следует указывать информацию, предусмотренную статьей 8 Федерального закона "О рекламе":