Как правильно рекламировать интернет-магазин. Реклама дистанционных способов продаж

08 окт 2014

Статьей 8 Федерального закона "О рекламе" установлены требования к рекламе товаров при дистанционном способе их продажи.

 

В такой рекламе обязательно должны быть указаны сведения о продавце:

 

  • для юридического лица — наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

  • для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

 

 

Казалось бы, все просто — в случае реализации товара через интернет-магазин в рекламе должны быть указаны перечисленные в законе данные.

 

Между тем на практике очень часто возникает вопрос:  как быть, если рекламируется не товар, реализуемый через интернет-магазин, а сам интернет-магазин или услуга доставки.

 

По данному вопросу существует судебная практика, анализ которой поможет принять  правильное решение.

 

Реклама интернет-магазина

В газете  размещена реклама интернет-магазина детской одежды. При этом указание в рекламе на конкретный товар отсутствует (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2012 г. N 20АП-4024/12).

 

Суд пришел к выводу о том, что данная информация является рекламой, т.к. адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Из текста рекламы следует, что рекламируемый товар реализуется дистанционным способом, то есть на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. Соответственно, в рекламе должны быть указана сведения о продавце, установленные статьей 8 Федерального закона "О рекламе".

 

 

Реклама услуг доставки

В газете рекламируется ресторан, предлагающий услуги доставки еды. Указания на конкретные блюда в рекламе отсутствуют, но есть отсылка к меню, расположенному на сайте ресторана в сети Интернет (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2008 г. N 04АП-3080/08).

 

Суд указал, в данном случае рекламируется не услуга по доставке товара, а сам товар, поэтому соблюдение условий, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О рекламе", обязательно.

Реклама доставки лекарственных средств или алкоголя

В рекламе на сайте аптеки сообщается о службе доставки лекарственных средств и препаратов на дом. (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2012 г. N 06АП-4649/12)

Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 N 179 утвержден перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. К их числу относятся лекарственные средства и препараты. Продажа лекарственных товаров дистанционным способом, при котором возможна продажа таких товаров вне специально оборудованных помещений. Среди прочего к такой продукции относятся лекарственные средства и препараты.

По мнению нарушителя, он рекламирует не сами лекарственные средства, а только службу их доставки.

Суд пришел к выводу о том, что реализация лекарственных препаратов посредством дистанционного способа продажи не допускается, соответственно, не допускается реклама способов доставки таких товаров.

Реклама интернет-магазина с предложением кредита

В  наружной рекламе интернет-магазина  указывается наименование магазина (но не конкретных товаров)  и возможность  покупки товара в кредит.

В данном случае имеются нарушения сразу двух положений Федерального закона "О рекламе". Во-первых, отсутствуют данные о продавце. Во-вторых, отсутствует наименование лица, оказывающего банковские услуги. Обязанность указывать  информацию о лице, предлагающим банковские услуги, предусмотрена статьей 28 Федерального закона "О рекламе".

 

За нарушение данного требования статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность: 

 

  • для граждан штраф в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей;
  • на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; 
  • на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

 

Выводы и рекомендации по рекламе интернет-магазинов

 

Указывайте и в рекламе интернет-магазина  и в рекламе товаров, реализуемых через  интернет-магазин, во избежание санкций со стороны Федеральной антимонопольной службы следует указывать информацию, предусмотренную статьей 8 Федерального закона "О рекламе":

 

  • помните, что если продажа определенных товаров через интернет запрещена, соответственно, запрещена и реклама способов доставки этих товаров (например, доставка алкоголя  и услуги по доставке алкоголя);
  • если интернет-магазин сообщает в рекламе о  возможности покупки товара в кредит, то указание наименования банковской организации является обязательным;
  • проведите юридическую экспертизу рекламы;
  • помните о принципе должной осмотрительности в рекламе.
Хохолков Михаил, руководитель практики IT / IP & Media

Вы можете поделиться материалом в социальных сетях.

Задать вопрос

Эти статьи могут вам понравиться

2003 - 2024 © Все права защищены