02 дек 2014
Скоро Новый год. Подобные праздники всегда сопровождаются большим количеством распродаж. А, следовательно, значительно увеличится и объем рекламы акций, скидок и конкурсов, с помощью которой нам сообщается обо всех мероприятиях рекламодателя.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 416-ФЗ, вступившим в силу с 30.01.2014, из нормы, регулирующей проведение стимулирующих мероприятий и их рекламы, исключено понятие "стимулирующая лотерея".
Это связано с тем, что с 01.07.2014 г. запрещается проводить любые стимулирующие лотереи.
Надеемся, что наша публикация о требованиях закона к рекламе стимулирующих мероприятий позволит вам избежать ошибок.
Стимулирующее мероприятие — это мероприятие, условием участия в котором является приобретение определенного товара. Это означает, что в правилах и условиях проведения таких кампаний присутствует причина, побуждающая человека принять в них участие. Как правило, это возможность получить какое-нибудь материальное благо, поощрение при приобретении определенного товара. Объединяет эти мероприятия признак стимулирования.
К стимулирующим мероприятиям в смысле Закона "О рекламе" можно отнести:
Необходимо учитывать, что нормы Закона "О рекламе" распространяются только на те ситуации, когда мероприятие связано с приобретением какого-либо товара или услуги.
Пример. Общество распространяло рекламу следующего содержания: "ЮгНоутбук - это ЛУЧШЕЕ! Новейшие ноутбуки и компьютеры по замечательным ценам! Каждому посетителю, назвавшему пароль "ЮгНоутбук - это лучшее" предоставляется суперскидка на все ноутбуки".
Антимонопольный орган посчитал такую рекламу ненадлежащей, так как в рекламе о проведении стимулирующего мероприятия не указаны сроки проведения данной акции.
Однако суд не согласился с доводами антимонопольной службы: установление скидок на товары при выполнении иного условия (не связанного с приобретением определенного товара) не подпадает под понятие стимулирующих мероприятий, требования к которым предъявляются статьей 9 Закона N 38-ФЗ.
В приведенном выше случае приобретение товара со скидкой в результате сообщения потребителем (потенциальным покупателем) определенного пароля являлось благоприятным для него последствием участия в акции, а не условием участия в ней.
(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 апреля 2011 г. по делу N А63-7452/2010).
В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны (статья 9 Закона "О рекламе"):
Несмотря на кажущуюся простоту требований, необходимо более подробно остановиться на втором пункте статьи 9.
Данная норма обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, а источник этой информации, то есть сведения о том, где можно получить указанные данные (например, название соответствующего средства массовой информации, адрес офиса рекламодателя, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию).
Судебная практика неоднозначно отвечает на вопрос, что считается источником получения информации.
В одном случае суды считают, что указание контактных данных без указания на то, что это они являются источником для получения информации о правилах проведения, а также о сроках, месте и порядке получения выигрышей и подарков в результате стимулирующего мероприятия, является нарушением статьи 9 ФЗ "О рекламе" (Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7118/14, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5735/11, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9121/14).
В других же случаях суды считают указание в рекламе фразы "подробности на сайте", "подробности по телефону"надлежащим способом указания источника информации, предусмотренной пунктом статьи 9 Закона "О рекламе" (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2014 г. N Ф07-5938/14 по делу N А21-6610/2013, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-735/14).
Совет:при указании источника информации не стесняйтесь расширенных формулировок. Тем более, что это не повлияет негативным образом на восприятие потребителем рекламы, а лишь наоборот – повысит уровень доверия к ней.
Помните, что рекламодатель обязан сообщить полный перечень сведений, с которыми потребители могут ознакомиться при помощи соответствующего источника информации.
Поскольку Закон прямо не регламентирует, какую именно информацию об организаторе следует указать, то будет достаточно той информации, которая позволит его идентифицировать. То есть не обязательно указывать ИНН или ОГРН, а также организационно-правовую форму рекламодателя. Достаточным будет указать — "организатор акции — сеть магазинов "Скидочка".
Поскольку требуется информация о правилах, то потребуются и сами правила. Стоит отнестись к этому внимательно, поскольку если в источнике информации, например, на сайте, потребитель не найдет самих правил, то он может пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу РФ на нарушение Закона "О рекламе".
Часто в рекламе указывают фразу "подробности по телефону". Если вы так пишете, то будьте готовы озвучить все правила проведения мероприятий по телефону — проинструктируйте менеджеров, отвечающих на звонки.
Часто пишут — количество призов ограничено. Такая формулировка соответствует требованиям закона, поскольку речь идет исключительно об информации о количестве.
Будет правильным указать эту информацию в правилах проведения акции. Сроком может являться как конкретная дата, так и количество дней с момента окончания акции. Местом получения является конкретный адрес, если же речь идет о сетевых магазинах, то достаточно будет указания на пункты выдачи призов. Например, "все магазины нашей сети".
Рекламодатель и рекламораспространитель несут равную ответственность во всех случаях нарушений Закона "О рекламе", связанных со стимулирующими мероприятиями — от 100 000 до 500 000 руб.
Рекламопроизводитель — в случае, если нарушение законодательства произошло по его вине, и вина будет доказана.
Соблюдение простых правил, указанных в нашей публикации, позволит вам избежать ответственности за нарушение Закона "О рекламе" и получить довольного покупателя.
Если вы сомневаетесь, нет ли нарушений Закона "О рекламе" в ваших рекламных модулях — отправьте их нам на юридическую экспертизу.
Михаил Хохолков, руководитель практики IT/IP & Media