В чем различия бухгалтерского и налогового учета?

15 май 2015

Без порядка сложно обходиться как в домашних делах, так и в бизнесе. Поэтому правильная организация бухгалтерского и налогового учета является одним из факторов успешной работы любой компании. Но как происходит налоговый учет и чем он отличается от бухгалтерского? Задачей бухучета является максимально точное отражение событий хозяйственной деятельности, а задачей налогового учета, по сути, – расчет налога на прибыль, который нужно перечислить в бюджет. 

Для бухгалтерии и налогового учета существуют разные регламентирующие документы. Так, при ведении бухгалтерского учета следует опираться на Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Налоговый учет ведется на основании положений «Налогового Кодекса РФ», а отдельные разъяснения есть в открытых документах Федеральной налоговой службы  и Минфина России.

В самом процессе учета основным различием является то, как признают доходы и расходы. В бухгалтерском учете учитываются все движение денежных средств, соответственно, в налоговом — не все. Это обусловлено тем, что согласно правилам, прописанным в Налоговом кодексе, не все доходы и расходы используются для расчета налога на прибыль.

Налоговый учет ведется в налоговых регистрах, которые представляют собой специальные формы. Он может вестись как отдельно, независимо от бухгалтерского, так и на основе бухгалтерского учета, и тогда налоговые регистры заполняются на основе бухгалтерских.

Второй вариант кажется более привлекательным. Для того, чтобы можно было выстроить налоговый учет на основе бухгалтерского, нужно установить одни правила. Например, по одному принципу списывать материально-производственные запасы в производство, определять себестоимость продукции и так далее. Но стоит иметь в виду, что сращивать налоговый и бухгалтерский учет бывает не выгодно. Предположим, если компания выбирает один метод начисления амортизации, то величина износа по сравнению с другими снижается, а сумма налога на имущество увеличивается. Налоговый учет НДС тоже имеет ряд тонкостей.

Так что, безусловно, организация бухгалтерии и налогового учета очень важны. Как все это лучше организовать? Существует несколько вариантов. В первую очередь имеет смысл определиться, кто будет заниматься бухгалтерским и налоговым учетами. В зависимости от размеров компании это может быть как целый бухгалтерский отдел, которым руководит главный бухгалтер, так и один штатный бухгалтер. Также вероятно, если бизнес небольшой, бухгалтерский и налоговый учет будет вести сам собственник. Можно отдать эти услуги на аутсорсинг, то есть поручить сторонней специализированной организации. Но важно понять стоимость налогового учета, ведь не исключено, что если объем работы большой, свой бухгалтер обойдется дешевле. И, напротив, если «бумажной работы» не так много, то выгоднее обратиться за помощью к сторонней организации.

Специалисты юридической компании «ЭНСО» имеют большой профильный опыт и готовы качественно выполнить эту работу.

 

Марина Головченко, руководитель налоговой практики

Вы можете поделиться материалом в социальных сетях.

Задать вопрос

Эти статьи могут вам понравиться

2003 - 2024 © Все права защищены