07.04.2016

Бесплатная земля, ау! Работают ли прошлогодние "революционные" поправки в Земельный кодекс

С 1 марта 2015 года в Земельный кодекс РФ Федеральным законом № 171-ФЗ  было внесено весьма значительное число изменений, которые на первый взгляд казались революционными. Основное, конечно, было то, что собирались бесплатного выделять землю в удобном свободном месте по выбору заинтересованного лица (физического или юридического некоммерческого).

Однако сегодня, спустя год, мы видим, что никакой массовой раздачи земель не произошло и структура как землепользования в принципе, так и сельхозпроизводства осталась практически прежней. В чем же дело, работают ли поправки?

Задумка была хорошей – раздать земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (сельхозназначения, населенных пунктов, лесного фонда), свободные от текущих землепользователей, причем – безвозмездно (то есть даром) либо за небольшую арендную плату.

Причем, о чудо – планировалось землю эту выдавать бесплатно и без торгов! На основании лишь заявления, по универсальной для всех процедуре.

Изжитый прошлой редакцией Кодекса титул безвозмездного пользования землей вернулся вновь!

Предполагалось что граждане будут самостоятельно размечать на местности нужные им земельные участки и самостоятельно их формировать и утверждать границы (то есть достаточно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории), а организации должны заказать межевание, проект границ и проект планировки территории.

Причем выбрать понравившийся участок можно было по Интернету, через "Публичную кадастровую карту" - http://maps.rosreestr.ru/portalonline/)

Потом следовало разметить границы на кадастровом плане территории (заказывается через сайт Росреестра - https://rosreestr.ru/wps/portal/)

И затем следовало подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (ст. 39.15 ЗК РФ) в местную администрацию или иной орган, уполномоченный на предоставление данного участка земли (ст. 39.2 ЗК РФ, п.2 ст. 3.3 ФЗ «О ЗК РФ»).

Соответственно, если после проверки оказывалось, что данный земельный участок свободен и не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, Администрация МО в течение месяца была обязана:

1) Принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка

2) Утвердить составленную физлицом схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории

3) Опубликовать извещение о предоставлении земельного участка в местном СМИ и разместить эту информацию на официальном сайте в Интернете

Такое решение о предварительном согласовании Администрации МО стало бы основанием для предоставления земельного участка - при условии, что гражданин своими силами и за свой счет:

4) произведет с помощью кадастровых инженеров межевание земельного участка, и

5) подаст заявление на постановку участка на кадастровый учёт.

Дальше следует процедура конкретного предоставления участка и счастливый владелец осуществляет все полномочия латифундиста, вплоть до превращения участка в Родовое поместье.

Также поправки касались появления у физических лиц реальной возможности «прирезки» земли к своему участку. То есть если у Вас под окнами – пустырь, то он может стать Вашим.

На практике столкнулись с извечной проблемой  - закон выпустили, а подзаконные акты – нет. И процедуру не прописали, а на уровне приказов одна неразбериха. До конца 2015 года разные государственные и муниципальные органы разбирались, где чьи земли, кто ими командует и уполномочен выдавать решения о предоставлении. Вся имеющаяся на сегодня судебная практика по этим вопросам связана именно с разделением полномочий и обязательств между органами, по вопросам предоставления конкретных земельным участкам гражданам или организациям ничего внятного в судах еще нет.

В итоге глобальных изменений пока не ощущается, потому как подзаконные акты «во исполнение», которые так любят наши чиновники, и без которых не могут ступить ни шагу – задерживаются. Понадобится еще время для того, чтобы отработать и сделать задуманную процедуру реально работающей, накопить как административную, так и судебную практику. Но возможность есть и заинтересованным лицам стоит предпринимать активные действия, чтобы механизм заработал и начал обкатываться на практике.   

Статья подготовлена руководителем направления "Земля. Недвижимость. Инвестиции" ГК ЭНСО Михаилом Колотовым