23.10.2013

Изменения в закон о рекламе

Юридическая компания «ЭНСО» информирует производителей и распространителей рекламы о том, что 22 октября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 23.07.2013 № 200-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», который внес некоторые коррективы в творчество рекламистов.

Поправки в законодательство о рекламе условно можно разделить на три блока:

1. Новые понятия в Законе

Некоторые используемые понятия заменяются на новые, некоторые объединяются. Так, дефиниция «лекарственное средство»  заменена на термин «лекарственный препарат», а понятия «медицинская техника» и «изделия медицинского назначения» объединены в общее понятие «медицинские изделия».

Цель этого блока изменений – единая терминология законодательства об обращении лекарственных средств и об охране здоровья граждан.

2. Новые требования к рекламе биологически активных добавок (БАД)

В перечень обязательных условий при размещении рекламы биологически активных добавок включено еще одно: реклама такого продукта должна сопровождаться обязательным предупреждением о том, что товар не является лекарственным средством:

  • в радиопрограммах оно должно быть озвучено продолжительностью не меньше 3 секунд;

  • в телепрограмме при кино- и видеообслуживании оно должно быть озвучено продолжительностью не меньше 5 секунд или должно занимать 7 % площади кадра в рекламе;

  • при распространении рекламы другим способом -  10 % рекламной площадки.

 3. Расширение сферы ответственности рекламораспространителей

Большая часть изменений в законодательстве о рекламе коснулась ответственности рекламораспространителя. В перечень нарушений, за которые распространитель несет ответственность с 22 октября 2013 года, внесены:

  • распространение рекламы с указанием на лечебные свойства товара, если предмет не является лекарственным средством, медицинским изделием, или услуги, если она не является медицинской;

  • распространение наружной рекламы, лекарственных средств, медицинских изделий, медицинских услуг, биологически активных добавок, рекламы на транспортных средствах и с их использованием без соблюдения требований закона;

  • незаконная установка рекламной конструкции.

Также введена общая ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за рекламу услуг медиации. Распространение таких услуг будет соответствовать закону, если медиатор прошел соответствующее обучение и имеет подтверждающие этому документы.

В Кодекс об административных правонарушениях включен самостоятельный вид ответственности за распространение рекламы лекарственных средств, медицинских изделий, медицинских услуг с нарушением требований законодательства о рекламе. За указанные нарушения может быть наложен штраф на граждан от 2 000 до 2 500 рублей, на должностных лиц от 10 000 до 20 000 рублей, на юридических лиц от 200 000 до 500 000 рублей.

В целом нововведения направлены на усиление контроля в сфере охраны здоровья и недопущение причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Не лишним будет напомнить, что при размещении рекламы распространитель должен в каждом случае предпринимать разумные меры по недопущению распространения рекламы, не соответствующей требованиям закона, в том числе проявлять должную осмотрительность и осторожность при проверке предоставленных сведений на предмет их соответствия действительности.

Практика «IT/IP & Media» юридической компании «ЭНСО» подготовила наглядную таблицу «Ответственность рекламораспространителя при размещении рекламы», которая позволит наглядно ознакомиться с перечнем требований закона, за нарушение которых рекламораспространитель будет привлечен к административной ответственности.