17.09.2014

Как соблюдался Закон "О рекламе" в 2013 году

Хохолков Михаил

В 2013 году Федеральная антимонопольная служба РФ рассмотрела более 19,5 тысяч фактов*, указывающих на нарушения законодательства, что на 3 500 тысячи больше, чем в 2012 году.

Рассмотрено 11 716 заявлений о несоответствии рекламы требованиям законодательства (в 2012 году — 6 151 заявление).

В результате проделанной ФАС работы возбуждено производство 5612 дела по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, в ходе рассмотрения которых пресечено 8 555 нарушений (в 2012 году — 5 509 дел и 11 086 нарушений соответственно).

Действующим законодательством предусмотрены различные меры административной ответственности, которые применяются в зависимости от характера нарушений, их системности, и других обстоятельств, которые устанавливаются в ходе разбирательств.


Общая структура нарушений Закона "О рекламе" в 2013 году

Так, в 2013 году возбуждено 4 738 дел об административных правонарушениях (в 2012 году — 6 147 дел), по результатам рассмотрения которых вынесено 4 342 постановления о наложении штрафа на сумму  153 276 200 рублей (в 2012 году — 5153 постановления на сумму 167 832 600 рублей).

За 2013 год антимонопольщиками  вынесено и 3 970 предписаний о прекращении нарушений (в 2012 г. — 4 082 предписания). В случае исполнения требований ФАС дела заканчивались  без наложения штрафов.

Наибольшее число нарушений в 2013 году связано с распространением рекламы лекарственных средств, медицинских услуг и биологически активных добавок — 21,38% всех нарушений. Этот показатель существенно вырос по сравнению с 2012 годом, когда он составлял 12,57% всех нарушений. Предполагается, что это связано с изменениями в рекламу медицинских услуг, которые были отменены в 2014 году.

Распространение ненадлежащей рекламы финансовых услуг составило 14% от всех выявленных нарушений, что существенно меньше, чем данные за 2012 год (в 2012 году такие нарушения составили 23,62% всех нарушений).

Распространение рекламы, вводящей в заблуждение,  в 2013 году составило 7,8%  всех нарушений, что существенно меньше данных 2012 года (в 2012 году —14,31% всех нарушений).

Существенно возросло количество выявляемой рекламы, распространяемой по сетям электросвязи без согласия абонента — смс-рассылки и спам, — 13,15% всех нарушений в 2013 году (в 2012 году — 2,75% нарушений).

Количество недостоверной рекламы осталось на том же уровне — в 2013 году  такие нарушения составили 8% всех нарушений (в 2012 году — 8,08%).

Количество нарушений в рекламе алкогольной продукции, пива и  напитков, изготавливаемых на его основе, табака и табачной продукции осталось практически на том же уровне, что и в 2012 году (в 2013 году — 9,54%  всех нарушений, в 2012 году — 9,93%).

При этом стоит отметить, что значительное число указанных нарушений в 2013 году составили нарушения формальных требований к размещению предусмотренных Законом предупреждений в рекламе указанных товаров и размеру таких предупреждений.

Количество недобросовестной рекламы не претерпело существенных  изменений: в 2013 году —1,51% всех нарушений (в 2012 году — 1,03%), а также количество неэтичной рекламы в 2013 году — 1,51% (в 2012 году — 1,38%).

Диаграмма нарушений Закона "О рекламе" в 2013 году

НарушенияЗакона о Рекламе в 2013 году.jpg

Выводы

Нехитрые подсчеты показывают, что рекламодатели и рекламораспространители в среднем  пополняют казну на  452 767 рублей в день!

Насколько такая "реклама" окупает инвестиции — большой вопрос. Хотя в некоторых случаях рекламодатели сознательно идут на нарушение Закона "О рекламе", предполагая, что возможный штраф окупит предполагаемую прибыль. 

Однако при  таких расчетах не стоит забывать о том, что при повторном нарушении закона о рекламе штрафы возрастают.

Рекомендации

Практика IT/ IP & Media юридической компании "ЭНСО" внимательно следит за мероприятиями по контролю соблюдения Закона "О рекламе" и дает следующие рекомендации, следуя которым можно не нарушать действующее законодательство:

  • проводите юридическую экспертизу рекламных макетов;

  • постоянно обучайте сотрудников рекламных отделов, следите за изменениями в законе;

  • регулярно посещайте сайт Федеральной антимонопольной службы, читайте все разъяснения специалистов;

  • при определении площади предупредительных надписей, например, о противопоказаниях, пользуйтесь специальными программами, либо сеткой;

  • рекламораспространителям рекомендуется требовать от рекламодателей максимум информации относительно рекламного макета (например, получено ли разрешение на использование фото гражданина, есть ли согласие на использование персональных данных в рекламе);

  • проверяйте, не нарушает ли рекламный макет товарных знаков третьих лиц;

  • следуйте принципу должной осмотрительности.


Хохолков Михаил

руководитель практики IT / IP & Media юридической компании "ЭНСО"


*Статистические данные получены на сайте Федеральной антимонопольной службы РФ.