01.10.2007

Обзор новостей законодательства, вступающего в силу в 2007 году

Источник: экспертный информационный канал УралПолитRU, 10.01.07
Автор: Ибрагимова Я.Ю., юрист подотдела корпоративной практики юридического отдела

Принято множество нормативных актов и изменений в законодательные акты, вступающие в силу в 2007 году. Выборочно рассмотрим некоторые из них.


На основании федеральных законов огромное количество поправок и изменений претерпел Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ). Существенные изменения касаются уплаты налогов на прибыль, НДС, акцизов, налога на имущество организаций, земельного налога, налога на добычу полезных ископаемых порядка проведения проверок налоговыми органами, порядка исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, а также другие новшества.


Мы не будем подробно останавливаться на всех изменениях, рассмотрим лишь некоторые моменты:


выездная налоговая проверка не может длиться более двух месяцев, по общему правилу не может проводиться более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года. При проведении встречной проверки увеличен срок представления истребуемых налоговым органом документов, запрещается взимать штрафы по результатам повторной налоговой проверки.
По камеральным проверкам не установлены последствия пропуска срока окончания камеральной проверки. В ст.172 НК РФ перечень представляемых в налоговый орган документов не является закрытым, т.е. налоговые органы вправе требовать любые документы, подтверждающие вычеты, в том числе и первичные учетные документы.


установлен пониженный размер госпошлины за регистрацию прав на дачные участки – 100 рублей (вместо 500 рублей) 100 рублей (п. 20.2 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
статьей 21 НК РФ расширены права налогоплательщиков, которые имеют право участвовать при рассмотрении материалов налоговой проверки.
земельный налог: уточнен порядок применения льготы по налогу резидентами особых экономических зон (ОЭЗ): с 1 января 2007г. для освобождения от налогообложения имущество должно учитываться на балансе организации-резидента ОЭЗ и приобретаться/создаваться в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ, а также располагаться на территории особой экономической зоны (п. 17 ст. 381 НК РФ).
Индивидуальные предприниматели, использующие в предпринимательской деятельности принадлежащие им на праве собственности, бессрочного пользования земельные участки с 01.01.07 представляют в налоговый орган расчет и декларацию по авансовым платежам по земельному налогу.


налог на добавленную стоимость (НДС): от налогообложения НДС освобождены религиозные организации (объединения) либо организации, где единственным учредителем (участником) является религиозная организация (объединение), которые реализуют предметы религиозного назначения, литературы с 1 января 2007г. по 1 января 2009г. не уплачивается НДС за ввоз на территорию РФ племенного крупного рогатого скота, племенных коз, овец, свиней
п. 4 ст. 168 НК РФ гласит, что сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг) и имущественных прав, должна быть уплачена покупателем на основании платежного поручения при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований и при использовании в расчетах ценных бумаг.


Уточнен перечень подакцизных товаров, к ним относятся: парфюмерно-косметическая продукция и товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, имеющая пульверизатор и содержащая не более 90% этилового спирта в емкости не более 100мл.


Процедура возмещения сумм НДС по экспортным операциям такова: вычеты НДС по внутренним и внешним операциям отражаются в одной декларации (отменен п. 6 ст. 164 НК РФ, предписывающий представлять отдельную декларацию по ставке 0 процентов). Общая процедура возмещения применяется если сумма НДС, уплаченная по внутренним и экспортным операциям, превышает общую сумму налога, исчисленную налогоплательщиком (п. 1 ст. 176 НК РФ).


изменения в гл. 22 НК РФ по обложению акцизами нефтепродуктов. Так, плательщиками акцизов признаются лица, занимающиеся реализацией произведенных ими нефтепродуктов. Лица, занимающиеся оптовой, оптово-розничной и розничной реализацией нефтепродуктов, не являются плательщиками акцизов. Отменена ст.179.1 НК РФ, предусматривавшая выдачу свидетельств на совершение операций с нефтепродуктами. Акцизы по нефтепродуктам будут уплачиваться их производителем при реализации нефтепродуктов (пп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ, п.1 ст.182 НК РФ).
С 1 января 2007 года вступают в силу Лесной кодекс Российской Федерации и Водный кодекс Российской Федерации.


Лесной кодекс РФ:


Лесные участки находятся в ведении РФ, распределяются между лесопарками и лесничествами. По целевому назначению леса, отнесенные к категории земель лесного фонда, делятся на эксплуатационные, защитные и резервные леса. В аренду сдаются лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, прошедшие кадастровый учет. Срок предоставления в аренду: от 10 до 49 лет – для договоров, заключенных после аукциона от 1 года до 49 лет – для заключения договоров без проведения аукциона. При этом ранее действующие договоры аренды должны быть приведены в соответствии с требованиями нового законодательства. Также регламентированы полномочия органов власти в области лесных отношений.


Водный кодекс РФ:


Подробно регламентируются нормы по использованию и охране водных объектов.


В ведении федеральной собственности находятся все естественные водные объекты (озера, реки и т.д.), искусственные водные объекты (водохранилища, каналы). Проводится разграничение для целей управления водными объектами на бассейновые округа, речные бассейны, подбассейны, хозяйственные участки.


Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусматривается создание специальных видов игорных зон: зон поселений и особых игорных зон, решение о создании которых принимается Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления. С 1 июля 2007 года игорные заведения, не соответствующие требованиям действующего законодательства, подлежат закрытию, а игорные заведения, соблюдающие требования, предусмотренные законом, могут продолжать действовать на территории РФ без получения специального разрешения до 1 января 2009 года. До принятия настоящего закона возникало множество случаев уклонения от уплаты налогов в данной сфере, поэтому государство призвано принимать жесткие меры в области азартной деятельности.


Еще одним из немаловажных изменений является Федеральный закон от 29 декабря 2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которому женщины, родившие (усыновившие) второго, третьего и последующих детей, начиная с 1 января 2007 года, а также мужчины – единственные усыновители второго, третьего ребенка или последующих детей, если решение суда вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года, имеют право на меры государственной поддержки – получение материнского (семейного) капитала в размере 250 000 рублей. Анализируя данный закон, могу предположить, что на самом деле не все так просто, ведь для получения указанной суммы нужны документальные подтверждения.


Приняты законы, регламентирующие правовое положение граждан и лиц без гражданства, вступающие в силу с 15 января 2007 года.


Так, согласно Федеральному закону РФ от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» устанавливается упрощение приобретения статуса временно проживающего в Российской Федерации, указаны права и обязанности иностранцев, органы миграционного учета и их полномочия, процедура регистрации иностранных граждан по месту жительства и учета иностранных граждан по месту пребывания. В Федеральном законе № 110-ФЗ от 18 июля 2006 года предусмотрена возможность получения иностранными гражданами, прибывшими в РФ, получить в безвизовом порядке разрешение на временное проживание без учета квот на основании заявления и предоставления других необходимых документов в течение одного месяца, предусмотрен порядок обжалования решений об отказе в выдаче разрешений на временное проживание. На первый взгляд упрощение миграционных процедур является положительным моментом, но как сложится практика пока неизвестно поживем – увидим.


Важные изменения коснулись и банковской деятельности относительно Федеральных законов «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: в частности, минимальный размер уставного капитала вновь создаваемого банка устанавливается в сумме рублевого эквивалента в размере 500 тысяч евро, а минимальный размер собственных средств (капитала) банка – в сумме рублевого эквивалента 5 миллионов евро. Если на 1 января 2007г. капитал ниже рублевого эквивалента 5 миллионов евро, то такие банки могут продолжать свою деятельность при условии, что размер их капитала не станет ниже уровня, достигнутого ими на момент введения указанных требований.


Также упрощена процедура формирования капитала кредитных организаций за счет средств нерезидентов. Исключены положения, по которым Банк России имеет право устанавливать дополнительные требования относительно обязательных нормативов, к минимальному размеру капитала вновь регистрируемых филиалов иностранных банков. Устанавливается 1% порог приобретения акций (долей) кредитной организации, при превышении которого необходимо уведомить Банк России, и 10% порог приобретения акций (долей) – при превышение которого требуется предварительное согласие Банка России.


Кроме того, приняты и вступают в силу в 2007 году ряд законов, касающихся сфер государственного устройства и государственного управления, бюджетного законодательства, воинской обязанности и военной службы, социального обеспечения и страхования граждан, использования и охраны окружающей природной среды, таможенного законодательства.


Как правило, с наступлением нового года, происходят изменения в законодательстве, принимаются и вступают в силу изменения, поправки, новые законы и иные правовые акты.


Мы представили лишь небольшую часть нововведений. Рассмотрение того или иного изменения требует детального изучения для целей правильного трактования и применения соответствующих норм права.