01.10.2007

Ограничение предоставления коммунальных услуг: наказать невиновных или простить неплательщиков?

Источник: Журнал "УрФО: Строительство. ЖКХ" №3 (21) март 2007 г
Автор: Мардугаллямов Р.Т., помощник юриста

Сегодня коммунальные услуги населению оказывают различные по своей организационно-правовой форме, принадлежности и подчиненности организации, называемые исполнителями коммунальных услуг. Это могут быть: управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив либо иная организация, приобретающая или производящая коммунальные ресурсы. Однако, независимо от их организационно-правовой формы и других особенностей, деятельность таких организаций регулируется одними и теми же нормативно-правовыми актами. К таким актам, в частности, относятся: Жилищный кодекс РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, и иными нормативными актами.


В условиях современной реальности организации, оказывающие коммунальные услуги населению, очень часто сталкиваются с проблемой, когда граждане не своевременно вносят плату за предоставленные коммунальные услуги (а многие не вносят плату в течение нескольких месяцев или даже лет). Возникает ситуация – коммунальные ресурсы организацией, предоставляющей коммунальные услуги, приобретены, коммунальные услуги предоставлены, но оплаты за них не последовало, в результате чего организация, предоставляющая коммунальные услуги, вынуждена нести огромные убытки и изыскивать средства для погашения своей задолженности перед ресурсоснабжающими организациями. Положение организаций-исполнителей коммунальных услуг незавидное, и вынуждает их на поиски мер противодействия неплательщикам, принуждения их к оплате коммунальных услуг. Например, очень эффективна и эффектна по исполнению такая мера, как выселение крупных должников по оплате коммунальных услуг из жилого помещения. Однако такая мера применима только лишь для граждан, проживающих в жилых помещениях государственного или муниципального жилого фонда.


Среди прочих мер воздействия на потребителей-неплательщиков можно выделить такую меру, как приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг.


Такая мера прямо предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг. В соответствии с указанными Правилами, исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае:


а) возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение
б) возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения.
Кроме того, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения потребителя в случае:


неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения
проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме
выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам
получения соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов
использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения
неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние которых отвечает потребитель, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан, удостоверенного подразделением государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации или иным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем, а также внутриквартирного оборудования установленным требованиям.
Важно отметить, что установлен определенный порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг в случае их неполной оплаты.


Организация-исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг, в следующем порядке:


Уведомление в письменной форме потребителя о предстоящем приостановлении или ограничении предоставления коммунальных услуг. Такое уведомление должно содержать перечень услуг, предоставление которых может быть приостановлено или ограничено. Уведомление доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направляется по почте заказным письмом (с описью вложения).
При непогашении задолженности в течение одного месяца с момента направления указанного уведомления исполнитель вправе ограничить предоставление коммунальных услуг. При этом потребитель должен быть дополнительно оповещен о предстоящем ограничении.
Если образовавшаяся задолженность не будет погашена по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг, исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
При этом приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг может осуществляться до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней с момента устранения причин, повлекших приостановление или ограничение их предоставления.


Права, предоставленные исполнителю, на первый взгляд достаточно широки, чтобы он имел возможность оказывать воздействие на недобросовестных потребителей. Однако, несмотря на это, в Правилах предоставления коммунальных услуг имеется ряд ограничений, значительно затрудняющих реализацию данного механизма.


Дело в том, что Правилами предоставления коммунальных услуг установлено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, не допускается. Данное положение полностью соответствует общим принципам, заложенным в Гражданском кодексе относительно исполнения договорных обязательств. В многоквартирных жилых домах, как правило, нет возможности отключения конкретного потребителя от общей сети подачи коммунальных ресурсов. Исключение составляет, разве что, электроэнергия. В данном случае организовать отключение отдельного потребителя от электросети представляется технически возможно, хотя и сложно.


Некоторые организации-исполнители коммунальных услуг все же используют приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг как меру воздействия на неплательщиков. Однако следует иметь в виду, что в данном случае добросовестные потребители имеют полное право обратиться к исполнителю коммунальных услуг за возмещением убытков, а также выплатой предусмотренных Законом о защите прав потребителей пеней и неустоек. При этом размер возможных потерь может быть сопоставимым, и даже большим по сравнению с достигнутым такими действиями результатом.


Таким образом, в настоящее время имеется достаточно большой пробел в законодательстве и нормативных актах в части регулирования и стабилизации отношений между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Возможным выходом из ситуации является судебная защита прав и интересов исполнителей коммунальных услуг как наиболее эффективная в нынешних условиях.