01.02.2009

Пухлые портфели коллекторов

Источник: Журнал «Екатеринбург: Европа-Азия», февраль 2009 г.
Автор: Юлия Смирнова
Рубрика: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РЫНКИ {коллекторы}

Коллекторский бизнес - один из «вечных»: люди, не желающие возвращать кредит или оплачивать коммунальные услуги, всегда найдутся. Еще более интересен этот рынок в новых экономических условиях, когда, прикрываясь кризисом, многие предприниматели пытаются сэкономить на платежах своим контрагентам.
Рынок коллекторских услуг активно растет, и в Екатеринбурге появляются все новые агентства подобного профиля. Некоторые игроки рынка уже продают свои франшизы. Большинство подобных контор открываются профессиональными юристами и на базе юридических фирм. Наиболее сильные из них представляют собой подразделения известных юридических компаний («Интеллект-С», «Юрико»). Дмитрий Жданухин, генеральный директор «Центра развития коллекторства и гуманитарно-правовых технологий» только за октябрь-ноябрь 2008 года лично консультировал по крайней мере пять компаний. В то же время, отмечает эксперт, потенциал рынка еще не исчерпан.
- Все больше клиентов обращают внимание на коллекторские агентства, - говорит Александр Федоров, председатель совета директоров КА «Центр ЮСБ» на портале «Комментарии.ру». - В частности, к нам уже обращаются и юридические компании, передающие на аутсорсинг проблемы своих клиентов. Банки обращаются за взысканием ипотечных долгов и долгов МСБ.
Кое-кто из экспертов считает, что раньше перспектив у коллекторского рынка не было, поскольку банки старались сами решать свои проблемы. «Но в период кризиса ситуация с неплатежами усложняется, - отмечает Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО». - И, по крайней мере в период кризиса, спрос увеличивается: к нам обращаются и банки, и другие коммерческие организации из-за неплатежей контрагентов. В Москве в нашем филиале количество заявлений, рассматриваемых в арбитраже, с начала кризиса увеличилось в три раза по сравнению с предкризисными временами».
Конвейеры и эксклюзив
Нужно отметить, что взыскание долгов делится на собственно коллекторство - конвейерную деятельность с отработанным инструментарием по взысканию однотипной задолженности - и так называемые сложные взыскания - это работа со сложной дебиторской задолженностью предприятий, когда должник сам по себе является уникальным: к примеру, уклоняется от выплат всеми доступными по закону способами. Вот тогда коллектору нужно пользоваться всеми возможными законными средствами, ведь нередко сумма долга может достигать нескольких сот миллионов долларов.
Растут объемы как конвейерных, так и сложных долгов, но в сфере ЖКХ, как отмечают эксперты, рынок коллекторских услуг с августа по декабрь 2008 года не увеличился. Впрочем, его рост еще впереди: поскольку проблемы в реальном секторе экономики с выплатами заработной платы и сокращением числа работников начались лишь осенью, в ноябре-декабре это существенно не повлияло на возможность граждан оплачивать коммунальные услуги. А вот потом...
- Коллекторским агентствам передастся в работу задолженность свыше 6-12 месяцев, - сообщает Евгений Горбунов, директор ЗАО «Агентство по сбору коммунальных платежей» на портале «Комментарии.ру». - С задолженностью от 3 до6 месяцев предприятия ЖКХ, как правило, работают сами. Поэтому роста задолженности за коммунальные услуги стоит ожидать с февраля 2009 года, когда прогнозируется пик кризиса в реальном секторе экономики. Рынок же коллекторских услуг в банковской сфере существенно расширяется. Непродуманная кредитная политика банков и самих заемщиков привела к тому, что экономические потрясения уже сказываются на так называемых менеджерах среднего звена, они в первую очередь страдают при оптимизации расходов.
На кредитных долгах заемщиков коллекторам нажиться особенно не удастся, несмотря на рост объемов просроченной задолженности. Во-первых, диапазон взыскиваемых сумм небольшой (от 1 000 до 100 000 рублей, за редким исключением), а во-вторых, есть некоторые неясности в законодательстве, «благодаря» которым банки не очень активно пользуются услугами коллекторов (хотя им это по идее выгодно: продав долговой портфель коллекторскому агентству, банк избавляется от мертвого груза «дебиторки»). Однако гораздо существеннее для большинства банков оказывается то, что по гражданскому кодексу они не имеют право передавать сведения о клиентах третьим лицам. По словам Евгения Болотина, исполнительного директора Уральского банковского союза, вся проблема в том, что в стране нет нормативного документа, в котором бы описывалось, что такое коллекторское агентство, поскольку в тот момент, когда писалось законодательство по экономике (это были 1994-е годы), правоведы не видели проблемы с большим количеством маленьких гражданских дел: в Советском Союзе не существовало такой практики и не был развит соответствующий механизм.
С другой стороны, банки, столкнувшиеся со злостными неплательщиками из числа заемщиков, вынуждены подавать на них в суд - а это уже подразумевает под собой передачу сведений о заемщике третьим лицам. Получается, что законодательство защищает только заемщиков, банк по закону никак не может отстоять свои права. «Несмотря на формально-правую сложность ситуации, в реальности все не так печально, хотя, конечно, это не устраняет необходимость изменения действующего законодательства, - считает Дмитрий Жданухин. - Гражданско-правовая и уголовная ответственность за формальное нарушение банковской тайны при передаче информации коллекторам практически исключена. Однако остается еще возможность привлечения банка к ответственности регулятором, то есть Центральным банком РФ, ведь нарушение режима банковской тайны является нарушением банковского законодательства, соблюдение которого он отчасти контролирует. Как нам кажется, привлечение к ответственности в данном случае было бы нарушением требований здравого смысла и могло бы парализовать всю деятельность по взысканию долгов, а также, скорее всего, привело бы к оперативному изменению законодательства в отношении банковской тайны, которое необходимо и без таких эксцессов».

«Корпоративы»
Наибольший рост сегодня показывает рынок долгов предприятий. От серьезных просрочек страдают, в первую очередь, предприятия-производители, работавшие ранее без предоплаты (а такая форма работы, к сожалению, доминирует во всех сферах экономики).
«Сегодня можно взять товар и по итогам работы не возвращать денег, ссылаясь на то, что нет возможности, - рассказывает Алексей Головченко. - Это проблема, в первую очередь, юридической незащищенности сделок. Например, взяли товар, отгрузили - а обеспечения по сделке нет никакого. Сделка изначально не защищала кредитора, который поставлял продукцию. У нас ведь бизнес строится на доверии: товар отгружают нередко вообще без какого бы то ни было договора. Это та же ситуация, что и с банками, которые выдавали кредиты без обеспечения (всем известные экспресс-кредиты)».
Неудивительно, что количество обращений от компаний, которые не заботились ранее о юридической защите сделок с контрагентами, растет, так как растет объем просрочки платежей. Даже добросовестные контрагенты стараются сегодня спасать свой бизнес, а не выплачивать деньги за поставки продукции.
Крупные юридические агентства, взявшиеся за взыскания задолженности, предпочитают работать именно со сложными взысканиями - это «штучная» работа, которая может принести юристам неплохие деньги. Но это не так просто: стандартные инструменты работы с конвейерными долгами (прозвоны, судебные иски) здесь не действуют. К суду эксперты советуют прибегать лишь в самую последнюю очередь, за исключением тех ситуаций, когда должник от вас «бегает». Тогда как раз нужно поскорее подать в суд, чтобы вас признали одним из кредиторов, пока должник не успел признать себя банкротом. «Сегодня юридических знаний для того, чтобы уклоняться от невыплат, у предпринимателей хватает, - подчеркивает Алексей Головченко. - Они уклоняются с умыслом, пользуясь своими законными правами. И на это надо обращать серьезное внимание». В «ЭНСО», к примеру, работу с корпоративными должниками начинают с того, что пытаются убедить ответственное лицо в необходимости вернуть долг, проводят реструктуризацию задолженности, составляют графики выплат - уже с обеспечением.
Уговоры, кстати, здесь нередко действуют - все же аргументы у коллекторов есть: за неплатежами может последовать потеря крупного клиента, разрыв отношений с поставщиками, отмена договоренностей о кредите с банком, исключение из бизнес-союзов, которые помогают получать преференции, и так далее. Правда, результат PR-деятельности коллектора в отношении должника иногда оказывается неожиданным: последний может публично квалифицировать действия коллектора как «шантаж и вымогательство» (примеры в России уже есть: компании «SonyEricsson» и «Motorola» пытались заставить сеть «Телефон.ру» выплатить долги, но наткнулись на резкий отпор).
Порядок «гонораров» юристов за работу над такими заказами зависит от объема работ, как говорят специалисты. В какой-то ситуации достаточно бывает написать грамотную претензию и провести переговоры, чтобы получить согласие на погашение задолженности. Минимальная цена работы профессионала над таким заказом - 1000 долларов плюс процент от полученных денег в зависимости от суммы. По оценке наших экспертов, минимальный процент равнялся 0,5% - сумма долга составляла несколько сот миллионов рублей (эти невыплаты были в сфере промышленности), а самый большой достиг 50%.
Светлое будущее
Итак, основные изменения на коллекторском рынке, произошедшие осенью 2008 года, так или иначе связаны с кризисом: это рост объемов долгов, передаваемых в работу, как кредитных, так и корпоративных снижение цен на продаваемые долги усложнение взысканий (рост роли угроз уголовного преследования и антикризисного консультирования по поиску денег) соединение коллекторских и юридических услуг для взыскания корпоративных долгов.
В самом ближайшем будущем (весной 2009 года), в связи с обострением мирового финансового кризиса, коллекторы ждут резкого всплеска обращений по всем сегментам рынка. «Спрос на коллекторские услуги будет расти в течение всего первого полугодия 2009 года. Летом спрос достигнет пика и будет на нем оставаться до зимы 2009 года. - прогнозирует Александр Федоров. - Очень много обращений от крупных мировых компаний - производителей, в частности, одежды и сотовых телефонов. Одним из направлений деятельности коллекторских агентств в 2009 году станет расшивка неплатежей, как это было в середине 90-х. Работы на 2009 год хватит!»
Евгений Горбунов также ожидает существенного роста спроса на коллекторские услуги со второго квартала 2009 года. А поскольку специфика Екатеринбурга в том, что большинство неплательщиков могут погасить задолженность, но по определенным обстоятельствам этого не делают, задача коллекторских агентств - постараться убедить должников погасить задолженность в досудебном порядке либо на примере четкого и жесткого применения закона совместно с судебным приставом показать неотвратимость наступления ответственности за непогашение задолженности. Поэтому в настоящий момент эксперт считает перспективными все направления коллекторского бизнеса.
- Екатеринбург можно сравнить с Москвой и Санкт-Петербургом по активности коллекторов и по спросу на их услуги, - говорит Алексей Головченко. - Субъективные ожидания: поскольку в нашем бизнесе очень часто отношения строятся на доверии, я прогнозирую, что будет очень много корпоративных конфликтов и неплатежей. По моим прикидкам, раза в три рынок вырастет. А если кризис затянется, то возможно увеличение и в 5-6 раз.
Дмитрий Жданухин также отмечает, что Екатеринбург очень активно осваивает коллекторский бизнес. Именно здесь, по его словам, появились многие инновационные методы взыскания, уже второй год проходит специальное коллекторское мероприятие - пресс-конференция «Недобросовестность в бизнесе». В Екатеринбурге прошли первые открытые семинары по коллекторскому подходу и корпоративному коллекторству.
Кстати, по мнению эксперта, рынок коллекторских услуг перспективен только при освоении новых технологий. «Это касается как кредитного коллекторства (взыскание задолженности с физических лиц), так и корпоративного (взыскание задолженности с организаций), - отмечает Дмитрий Жданухин. - При этом, планируя заниматься задолженностью физических лиц сейчас, стоит идти в сферу ЖКХ (коммунальное коллекторство), ипотеки (ипотечное коллекторство) и не стоит разворачивать конвейер по взысканию обычных банковских долгов (экспресс-, автокредиты и так далее). Особенно перспективно корпоративное коллекторство, но только в том случае, если долги будут взыскиваться с помощью новых технологий (PR-сопровождение взыскания, организация отраслевых коллекторских проектов), а не старыми способами (знакомые в ОБЭП и обычные судебные иски). Самое главное в 2009 году - понимание того, что к сентябрю-октябрю кредитные долги граждан просто кончатся (останутся самые проблемные и безнадежные, а новых кредитов уже не выдают)».
Это означает, что агентства, которые нацелены на взыскание кредитных долгов, вынуждены будут уйти с рынка, если не смогут быстро перепрофилироваться на взыскание долгов ЖКХ, телекоммуникационных компаний, корпоративную задолженность. Главный вывод из всего этого: 2009 год может стать годом расцвета корпоративного коллекторства, если региональные агентства освоят новые методы работы с предприятиями-должниками.