01 июн 2016
Алексей Головченко,
управляющий партнер юридической компании «ЭНСО»,
глава комиссии по ОРВ генерального совета «Деловой России»
20 лет - не срок
Уже более двадцати лет в России под тем или иным углом рассматривается вопрос принятия и действенного юридического оформления такого политического явления, как лоббизм.
Инициативы принятия закона «О лоббизме» впервые начались в Государственной Думе в 1995 году, тогда инициаторы преследовали цели узаконить статус лоббистских организаций и лоббистской деятельности. За эти двадцать лет, несмотря на многочисленные попытки, закон о порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления (его официальное название) так и не был принят.
Последняя попытка вынести его на рассмотрение Госдумы состоялась летом 2015 года, но и она не увенчалась успехом. Итог — в стране по-прежнему отсутствует официальное связующее звено между инициативными общественными организациями, бизнесом и властью.
Лоббизм не равно коррупция
Почему-то сейчас лоббизм рассматривается в негативном аспекте, как явление коррупционной направленности, политики взяток и откатов. Действительно, не имея других, законодательных рычагов воздействия, инициативная организация вынуждена прибегать к другим, окольным путям воздействия. Однако лоббизм, когда он легальный, регламентированный, а главное – официально и профессионально ведется уполномоченной общественной организацией – это хорошо. Я считаю, что принятие законопроекта о лоббизме сегодня необходимо, как никогда.
Американский лоббизм
В Америке лоббизм активно развивается и процветает, услугами инициативных общественных организаций пользуются представители бизнеса различного уровня: средние фирмы, частные предприниматели, крупные корпорации. Закон, регламентирующий лоббистскую деятельность, был принят в США еще в 1946 году. В нем был конкретизирован предмет правоотношений в этой области. Лоббизмом признавалась деятельность физических лиц и организаций по связям с членами федеральных законодательных органов США с целью оказания влияния на законодательный процесс.
Главной отличительной особенностью лоббиста того времени в США являлась платность оказываемых услуг и требование к раскрытию своей деятельности. Инициативные организации и граждане Америки обязаны были регистрироваться у секретарей Палаты представителей и Сената.
Принятие в 1995 году закона «О раскрытии лоббистской деятельности» привело к тому, что для лоббизма были введены некоторые ограничения и стали предъявляться определенные требования, способствовавшие значительному снижению нелегальных способов влияния на власть (взятки, откаты, подкуп). В настоящее время с появлением довольно обширной практики работы лоббистских организаций в Америке эта деятельность стала более структурированной, разумной и плодотворной.
Если взять за основу американскую модель регулирования лоббизма, где уже пройдены все этапы становления и развития этой деятельности, а также учитывая их ошибки и замечания, можно было бы создать полноценный и эффективный законопроект, регламентирующий деятельность инициативных организаций и граждан России.
Зачем это нам?
Если мы хотим, чтобы в России была действенная демократия, выраженная не только на бумаге в виде основных прав и свобод человека, но и находящая свое отражение в регулировании законодательных инициатив граждан и организаций, лоббизм и институт ОРВ – первые инструменты для этого.
Необходимо создавать новые методы и способы воздействия на власть, получения и учета обратной связи от населения и от бизнес-сообщества. По факту, лоббистская деятельность в России была и остается непубличной и весьма закрытой для всех, кто не участвует в процедурах принятия решений в органах власти, частном бизнесе, политических партиях, общественных и некоммерческих организациях. Неизвестно, кто и в какое время был инициатором того или иного законопроекта, и какими путями добивался его принятия.
В результате в России до сих пор не реализованы долгосрочные общественные интересы перехода к полноценному, регулируемому законом лоббизму и снижения уровня коррупции в системе принятия решений в органах управления страной, бизнесе, общественных и некоммерческих организациях.
«Деловая Россия» готова заниматься лоббистской деятельностью и использовать для этого такой инструмент как ОРВ, и хочет чтобы он был профессионален, прозрачен, понятен всем – а значит, можно было бы его использовать должным образом.
Закон о лоббизме нужен и важен в первую очередь даже не для бизнеса или власти, он нужен для общества, которое не понимает, каким образом вообще появляются законопроекты, кем принято решение об их внесении в Думу и что это за деятельность, которую государство не регулирует никаким законом.
В принятии закона заинтересована некоррумпированная часть чиновников и представителей бизнес-сообщества, которые хотят играть «в белую», честно и открыто. В свою очередь коррумпированные чиновники принятие такого закона постараются отложить еще на долгое-долгое время, ведь им нет смысла открывать карты.
Поэтому, возможно, следует вынести такой закон на общественное обсуждение, с целью не допустить создания препон со стороны «купленного» чиновничества. Законодательное регулирование лоббизма позволит вывести миллиарды рублей из теневого сектора и не допустит влияния каких-либо внешних политических сил и запрещенных в России организаций на законодательную политику страны.
------------------------------------------------------