01 авг 2017
Недавно британский провайдер публичного Wi-Fi Purple выяснил, сколько абонентов на самом деле читает пользовательское соглашение. Оказалось, что нисколько — 22 000 человек согласились добровольно отправиться на общественные работы по уборке туалетов. За две недели абсурдные требования заметил только один абонент. Во многом это проблема неудобства пользовательских соглашений — слишком длинные, мелкий шрифт, непонятные термины. При этом чёткость и правовая конкретизация документа позволят сервису минимизировать риски и избежать исков при конфликте с пользователями. «Секрет» вместе с юристами составил инструкцию, как эти соглашения исправить.
Виталий Ягодкин, Основатель Perezvoni.com
Компании должны прописывать все условия на сайте и в соглашении без скрытых звёздочек и вести политику честно, но вот заморачиваться с процентом прочтения не стоит. Те, кому нужно, прочитают и так. Главное, чтобы остальные поставили галочку, — и всё.
Юлия Карпова, Руководительница правового центра Европейской юридической службы
Шрифты без засечек — например, Verdana, Arial или Calibri — упростят чтение пользовательского соглашения. Также рекомендую не писать предложения длиной более двух строк. Один абзац не должен превышать четыре-пять строк. Основные мысли по тексту выделяйте полужирным.
Юридически неподготовленный пользователь готов прочитать внимательно только первые полторы страницы максимум. Остальное — по диагонали.
Сергей Воронин, Управляющий партнёр ООО «Правовое решение»
Важнейшие условия лучше сделать в виде картинок или диаграмм, чтобы абонент при чтении не тратил время на изучение всех юридических особенностей документа и не пробовал сам найти подводные камни. Изображения он точно не пропустит.
При запуске новой услуги или тарифа для абонентов можно вставить промостраницу, которая будет появляться при регистрации или первом выходе в интернет. Все условия на ней должны быть указаны не мелким шрифтом внизу, а так, чтобы сразу бросались в глаза. Также стоит приложить ссылку на все правила в лицензионном соглашении.
Сам документ лучше сохранить не в архив и не засовывать в окно для скачивания, а поместить в удобное окошко или зашить ссылку на стандартные форматы .doc или .pdf. Также важно оставить место под «галочку» согласия на самой странице.
Максим Иванов, Исполнительный директор Moscow Digital Academy
Расставьте ссылки на правовые документы около кнопок, которые подтверждают его согласие с условиями. Например, при нажатии кнопки «Оплатить» пользователь принимает условия соглашения — разместите ссылку на соглашение около этой кнопки.
Владимир Разуваев, Директор по правовому обеспечению ГК Softline
В пользовательские соглашения стоит включать только самое важное и то, что не содержится в законе. Действующее законодательство не содержит жёстких предписаний и запретов относительно того, что и каким образом должно содержаться в соглашении.
Алексей Головченко, Управляющий партнёр «Энсо»
Подобные тексты не читают, потому что они обычно написаны юридически-канцелярским языком с использованием сложных и длинных формулировок, так что даже человеку с юридическим образованием нужно потратить немало сил, чтобы разобраться в документе.
Иван Михайлов, CPO Mobile Angels
У нас пользовательское соглашение появляется сразу же после запуска приложения. Оно совсем небольшое, но его всё равно вряд ли кто-то читает — и мы отдаём себе в этом отчёт. Поэтому задачей юриста было составить пользовательское соглашение так, чтобы максимально защитить компанию в суде, если пострадавший на горнолыжной трассе клиент подаст иск.
В соглашении мы заявляем, что Skadi — это развлекательное приложение, а не, допустим, навигатор. Горнолыжник использует его по собственному желанию, а риск получить травму зависит от погоды, квалификации лыжника и других факторов, не зависящих от нас.
Мы также предупреждаем, что нельзя кататься вне официальных трасс курорта. Любая травма, полученная из-за приложения — допустим, если горнолыжник поворачивает после подсказки нашего голосового помощника, натыкается на камень и получает травму, — означает огромные репутационные потери, которые, скорее всего, приведут к закрытию компании. На официальных трассах такое невозможно. Поэтому мы сразу отказались от поддержки фрирайда, хотя горнолыжные курорты США, где мы тоже работаем, его официально разрешают.