Демотиватор с процентами

29 сен 2016

Несмотря на действующий мораторий российского правительства на увеличение налоговой нагрузки для бизнеса вплоть до 2018 года, в реальности она постоянно растет. "Сейчас уровень налоговой нагрузки в экономике России выше, чем во времена кризиса 2009 года, – констатирует Михаил Скворцов, член совета директоров ПАО "Соль Руси". – На это влияет, в частности, существование "параллельной налоговой системы", включающей различные формально неналоговые сборы и платежи. Их, по сути, можно относить к налогам, все признаки налицо: обязательность, принудительность, безвозвратность и безвозмездность. К таким платежам относятся, например, страховые взносы, плата с большегрузных автомобилей". По словам Михаила Скворцова, эксперты Торгово-промышленной палаты насчитали около 70 таких квазиналогов, введенных законами и приказами российских министерств. Объем неналоговой нагрузки на бизнес приближается к 1% ВВП – это свыше 700 млрд рублей.

Увеличение бремени фискального контроля изначально ложится на крупнейших налогоплательщиков. Однако с учетом высокой монополизации экономики вся дополнительная нагрузка в конечном итоге перекладывается на малый и средний бизнес.

По замечанию Олега Филиппова, руководителя MBA и программ бизнес-образования Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, крупный бизнес платит налоги по общей системе налогообложения и в первую очередь подпадает под налоговые проверки и санкции. При этом крупному бизнесу сегодня легче получать заказы и государственное финансирование. "Малый и средней бизнес в России отданы сами себе, этот сегмент существует без финансовой поддержки со стороны государства в виде льготных кредитов. Но при этом он может использовать упрощенную систему налогообложения, работать как индивидуальный предприниматель, в том числе использовать патент, претендовать на прочие льготы по налогам и страховым взносам", – рассуждает господин Филиппов.

Алексей Головченко
, глава комитета по оценке регулирующего воздействия законодательства "Деловой России" и управляющий партнер ГК "ЭНСО", напоминает, что в начале июня правительство РФ утвердило стратегию развития малого и среднего предпринимательства. "Поставленная задача амбициозна – нарастить долю малого и среднего бизнеса в отечественной экономике до 50%, и настолько же абсурдна, потому что предполагает, что и 50% бюджета будут формироваться за счет малого и среднего бизнеса. Ни в одной здоровой экономике малый и средний бизнес не может, да и не должен выполнять функцию полноценной опоры государства в пополнении бюджета", – высказал свою точку зрения эксперт.

"Российское государство – плохой партнер для малого бизнеса, – соглашается Михаил Скворцов. – Несмотря на налоговые льготы, лишь 6% госзакупок проводится через малые предприятия (для сравнения, в США эта цифра составляет 22%), а сектор обороны и безопасности вообще не участвует в таких закупках (в Америке Министерство обороны – лидер госзаказа для малого бизнеса)". В России крайне неблагоприятная общая среда для развития малого предпринимательства. Коррупция, проблемы с регистрацией, с владельцами-нерезидентами, высочайшая налоговая нагрузка, слабая защита института частной собственности, низкий уровень образования, девальвированный статус предпринимателя приводят к тому, что только 3,4% малых предприятий переживают в России три года после старта, критичен эксперт.

  © Ъ-Санкт-Петербург
 

Вы можете поделиться материалом в социальных сетях.

Эти статьи могут вам понравиться

2003 - 2020 © Все права защищены