Эксперты о применении ОРВ: «Категорически недопустимо внедрять инструмент ради самого инструмента»

03 апр 2015

Представители бизнеса расходятся во мнении относительно эффективности будущей работы нового института.


Эксперты о применении оценки регулирующего воздействия: «Категорически недопустимо внедрять инструмент ради самого инструмента» 

В Свердловской области продолжается внедрение системы оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Проект начал внедряться в России в 2013 году, и наш регион стал одним из первых участников «пилота». Сейчас в регионе «пилотный» вариант действует в пяти муниципалитетах региона: Екатеринбург, Верхняя Пышма, Каменск-Уральский, Полевской и Ревда. Идею ОРВ поддержали «Опора России», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата, Союз промышленников и предпринимателей Свердловской области. 

О том, даст ли что-то принципиально новое предлагаемый механизм уральским бизнесменам, как бизнес подключится к процессу оценки законодательства, и что необходимо для нормального функционирования системы ОРВ, JustMedia.ru рассказали представители региональных бизнес-объединений и участники команды по реализации возможностей института ОРВ. 

Попытки сделать российское законодательство более удобным для развития бизнеса осуществлялись и до внедрения ОРВ. Однако проблем у отечественных предпринимателей, несмотря на эти практики, меньше не становится. Однако ранее модель взаимоотношений «власть-бизнес» была принципиально иная: главную скрипку играла власть. Сейчас же предлагается иной подход, где бизнес должен стать равноправным участником диалога. 

По словам председателя комитета оценки регулирующего воздействия «Деловой России» Алексея Головченко, принципиальное отличие новой федеральной инициативы от предыдущих в том, что теперь у бизнеса есть реальная возможность участвовать в законотворчестве, на этапе принятия нормативного акта одобрять или отвергать его и отправлять на доработку, отстаивать свою позицию в согласительных комиссиях. Ранее к созданию законов привлекались лишь представители власти, а бизнес находился в подчиненном положении. (Общие положения проведения ОРВ проектов и экспертизы действующих нормативных правовых актов на региональном и муниципальном уровне закреплены законом Свердловской области от 14.07.2014 № 74-ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Свердловской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов Свердловской области и муниципальных нормативных правовых актов». – прим. ред.). 

Кроме того, бизнес, отдельно взятые компании напрямую или через команды специалистов «Деловой России» или «Опоры России» могут поднять вопрос о пересмотре уже действующих законов, морально устаревших или изначально невыгодных, и выступать с нормотворческой инициативой. По словам Алексея Головченко, много препон для развития бизнеса содержится на уровне муниципалитетов, и с появлением нового рычага воздействия можно менять вполне конкретные ситуации. Одну из таких проблем с выделением земельных участков для представителей бизнеса уже удалось решить в Полевском городском округе. 

«Внедрение ОРВ на практике приводит к улучшению качества принимаемых документов. Все это нужно и позитивно. Хорошо, что у нас есть инициативные организаторы, активно поддержали этот механизм,– отмечает глава свердловского отделения «Деловой России» Леонид Гункевич. - Думаю, что успех проекта будет от присутствия в нем экспертов узкого профиля: чем специфичнее знания представителей различных отраслей, тем больше возможностей для понимания ситуации». 

По мнению политолога Анатолия Гагарина, привлечение общественности к контролю за работой государственных органов носит в последнее время системный характер, а потому имеет шансы на успех: 

«Работа «Деловой России» и других объединений над практикой ОРВ соотносится с деятельностью Общероссийского народного фронта и других организаций, которые наблюдают за тем, как складываются отношения между властью и бизнесом. Думаю, успехи этого проекта можно будет увидеть уже в ближайшее время». 

У участников другой стороны диалога - свердловских предпринимателей, производителей, отраслевых ассоциаций, - тех, кто должен быть привлечен к оценке законов – мнения не всегда столь оптимистичные. 

«Участие в таких инициативах отнимает много времени, но результаты они приносят далеко не всегда», - скептически отмечает глава некоммерческого партнерства по инновациям в металлургии и машиностроении Сергей Полуэктов. 

Работу нового механизма критикует и независимый эксперт в сфере логистики, член Экспертной группы Агентства стратегических инициатив по Свердловской области Александр Трахтенберг. 

«Наличие и развитие института ОРВ – это, безусловно, серьезный шаг вперед и весьма своевременный, как говорится, к месту. Но ОРВ, в данном случае, должен выступать инструментом, очень сильным и действенным, но все же инструментом. Категорически недопустимо все это начинать только и исключительно ради самого инструмента, ради очередной галочки в чиновничьем дневнике. А главное, к чему мы стремимся – это установление понимаемых и принимаемых правил игры, причем, установление правил, как совместный процесс. Кстати, в этом случае появляется очень серьезная ответственность и бизнеса, чего раньше не было – все эти правила вываливались на голову компаний сверху, из далекого далека, из черного ящика. К сожалению, в данном случае власть, в лице Министра экономики Свердловской области Дмитрия Ноженко, права – бизнес практически никак не отзывается на нормативные акты, которые попадают в ОРВ, что говорить о тех, которые по решению власти туда не допускаются, случайно, по недосмотру, либо преднамеренно. Самый свежий, просто вопиющий, пример – это решение о повышении ставок налога на землю, к слову, в этом решении отсутствует и внутренняя логика, например, очень серьезно повышены ставки для предприятий бытового обслуживания, что, на мой взгляд, просто недопустимо. Бизнес этот документ – постановление Правительства Свердловской области, просто спустил на игнор. Конечно, игнор – это тоже позиция, это как «шутили» в советское время «мы делаем вид, что получаем заработную плату, а вы делаете вид, что мы работаем». Но, как представляется, такая позиция уже слишком дорого обходится – очень часто на кону уже сама жизнь бизнеса», - отмечает Александр Трахтенберг. 

Тем не менее, значительная часть производителей намерена участвовать в работе ОРВ. По словам Алексея Головченко, представителей бизнеса удается привлекать к работе через отраслевые организации. Уже в апреле 2015 года у рабочей группы по внедрению ОРВ, куда входят профильные специалисты, в том числе и юристы, запланировано несколько встреч с отраслевыми ассоциациями региона, в частности – с Союзом молочной промышленности, Союзом предприятий стройиндустрии, Союзом животноводов. У отраслевых организаций уже есть несколько предложений по пересмотру действующих, но устаревших законодательных актов. Команда специально подобранных профессионалов из «Деловой России» и других бизнес-объединений будут проводить для отраслевиков ликбезы по работе в рамках нового института - ОРВ. 

«Предприниматели – люди стратегически мыслящие, а администрирование при этом страдает. Так что нужно, чтобы нас активнее привлекали, приглашали, чтобы государство взяло на себя функцию объединения», - говорит глава НП «Ассоциация развития дорожного сервиса Свердловской области» Сергей Ли. Он уверен, что участие в ОРВ должно помочь решению отраслевых вопросов. 

Отметим, что работать в режиме эксперимента система оценки регулирующего воздействия в Свердловской области будет до 2016 года. После этого ОРВ будет введена в обязательном порядке. 

Автор: Мария Мехоношина
  
© JustMedia

Вы можете поделиться материалом в социальных сетях.

Эти статьи могут вам понравиться

2003 - 2024 © Все права защищены