19 окт 2015
Правительство Свердловской области в 2015 году отозвало свое постановление «О проведении отбора субъектов инвестиционной деятельности на право предоставления государственных гарантий в Свердловской области в 2015 году». Документ был выставлен на публичные консультации в рамках оценки регулирующего воздействия. Однако постановление забраковали сами бизнесмены. И хотя они предложили впоследствии альтернативный вариант его реализации, власти региона к советам бизнес-сообщества не прислушались. В итоге предприниматели лишились госгарантий на сумму в 1 млрд руб.
В апреле 2015 года правительство Свердловской области на своем сайте уведомило предпринимателей, что они приглашаются к участию в экспертизе регионального законодательства в сфере инновационной и инвестиционной деятельности.
Речь шла, в частности, о региональном законе от 15 июля 2010 года № 60-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Свердловской области».
«Законом утверждены меры и условия предоставления такой господдержки, порядок предоставления государственных гарантий и субсидий из областного бюджета субъектам инновационной деятельности, порядок установления для субъектов инновационной деятельности особенностей налогообложения отдельными налогами», — говорилось в сообщении на сайте регионального кабинета министров.
Однако об итогах экспертизы официально ничего не сообщалось. Однако, как рассказал УрБК управляющий партнер юридической компании «Энсо», руководитель отраслевой экспертной группы «Условия ведения бизнеса» координационного совета по ОРВ Свердловской области Алексей Головченко, правила отбора претендентов на получение госгарантий были признаны неэффективным. Речь идет о постановлении правительства региона «О проведении отбора субъектов инвестиционной деятельности на право предоставления государственных гарантий в Свердловской области в 2015 году».
«Согласно документу, в 2015 году бизнес должен был получить в качестве госгарантий 1 млрд руб. По итогам экспертизы бизнес-сообщества, документ был признан неэффективным. Во-первых, согласно прошлому опыту, механизм предусматривал выдачу государственных гарантий максимум двум компаниям (соответственно, 400 млн руб. и 600 млн руб.), во-вторых, на минимальный срок — до 1 года, в-третьих, порядок предоставления госгарантий не был прозрачным. Инструмент оказался совершенно нерабочим для малого и среднего бизнеса, для которого, между тем, он создавался, в результате госгарантиями не смогла воспользоваться ни одна компания», — сообщил Алексей Головченко.
По его словам, документ вновь был направлен бизнес-сообществу на оценку регулирующего воздействия, и экспертное сообщество предложило министерству инвестиций Свердловской области следующий план действий: распределить выделенный 1 млрд руб. на 5-10 компаний (соответственно, каждый бизнес смог бы рассчитывать на государственные гарантии в размере 100-200 млн руб.), предоставить госгарантии на более длительный срок — на период инвестиционного проекта, до 3-5 лет, и сделать четким, понятым порядок предоставления заявок на выдачу государственных гарантий.
«В этот раз позиция бизнеса оказалась не услышанной. Документ отозван. Государственных гарантий для бизнеса на 2015 год нет», — отметил Алексей Головченко.
Эксперты отмечают, что госгарантии для бизнеса являются хорошей возможностью получить кредит на выгодных условиях. Для банков — это уверенность, что рисков практически нет, а для экономики — механизм развития. В большинстве стран государственные гарантии — это один из самых надежных инструментов привлечения инвестиций, и он является на 100% ликвидным инструментом.
«Как раз в этом и проявляется неуважение самих властей, будь то на уровне государства или региона, к инвестиционному климату. Ведь в данном случае не создаются новые рабочие места, а ведь для региональных властей реализация подобных проектов интересна с точки зрения именно создания новых рабочих мест, социального климата и расширения налоговой базы. Тут происходит ровно наоборот. Поэтому когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате, то такие примеры это только подчеркивают. При этом хочу отметить, что региональные гарантии и раньше банки воспринимали с каким-то дисконтом, а в подобном случае могут и вообще их не принять. Если банк понимает, что на самом деле никакой гарантии может и не быть, то зачем ему рисковать?», — отмечает финансовый аналитик Константин Селянин.
По его словам, механизм предоставления госгарантий должен быть прозрачным, чтобы предприниматели смогли подать заявку, и рассчитывать на них, если она соответствует критериям.
«А вот сколько таких проектов должно быть — один или несколько — зависит от их эффективности. Если есть понимание, что только один проект создает массу рабочих мест и расширяет налоговую базу, то вполне возможно, что стоит только им и ограничиться, а не размазывать манную кашу по всей тарелке», — отметил Константин Селянин.
Независимый финансовый эксперт Виталий Калугин склонен считать, что постановление правительства Свердловской области было отозвано по двум причинам.
«Вообще складывается впечатление, что это постановление изначально писалось под какие-то две конкретные компании. Если предположить, что вот эти госгарантии на 400 млн руб. и 600 млн руб. делались для каких-то конкретных компаний, то они сорвались, так как были подвергнуты публичному обсуждению. А, в принципе, ситуация неудивительная. В бюджете Свердловской области и так средств нет. Если в апреле, когда постановление было выставлено на обсуждение, было много денег и фиксировался рост доходов от налога на прибыль, то сейчас этого уже нет», — считает Виталий Калугин.
В свете последних заявлений региональных властей об эффективности использования бюджетных средств подобная «экономия» в 1 млрд руб., может быть, и выглядела бы логичной. Если только не вспоминать обещания о поддержке малого и среднего предпринимательства, особенно в условиях кризиса, и взятого курса на импортозамещение.
© УралБизнесКонсалтинг