05 окт 2014
Алексей Головченко
Президент Владимир Путин подписал федеральный закон, разрешающий следователям возбуждать налоговые дела, не дожидаясь мнения налоговых органов. Новации уже внесены в Уголовно-процессуальный кодекс.
На первых стадиях этот документ очень бурно обсуждался в предпринимательском сообществе. Такая система ведь в стране уже работала – до 2011 г. Но тогдашний президент Дмитрий Медведев ее отменил: мотивировал тем, что функции следователей и налоговиков часто дублировались, что структуры боролись друг с другом. В прошлом году г-н Медведев, уже в должности премьера, высказывался против расширения полномочий следствия. Говорил прямым текстом: навозбуждать-то сколько угодно налоговых дел - особенно по заказу и за деньги. И это не пустая тревога, такое действительно очень часто происходило. Но и в Госдуме, и в Совете Федерации закон прошел почти без заминок. А предприниматели, видимо, уже отчаялись доказывать очевидное.
Между тем новшества просто опасны. Многие бизнесмены сейчас боятся возврата к практике 1990-х, когда налоговые дела могли возбуждаться по доносу или по очень косвенным признакам нарушений.
Речь идет всего лишь об одной статье УПК РФ. Она не позволяла Следственному комитету и МВД заводить уголовные дела по налоговым преступлениям самостоятельно, если они не получили материалов соответствующих проверок от ФНС. Действовала статья с сентября 2011 г. А по результатам налоговых проверок возбуждалось лишь 7-8% уголовных дел из всего объема, предлагаемого Следственным комитетом. Поэтому СК приложил массу усилий, чтобы отыграть ситуацию. Чего только не предлагали – и создать финансовую полицию, и наделить налоговую службу дознавательскими функциями. И в итоге – отыграли ситуацию назад.
Объективно, полицейские наделены большими полномочиями, чем налоговые органы – у них в активе законы «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности». Всей информацией о налогоплательщиках они были обязаны делиться с ФНС: оригиналами документов, печатями, изъятым бухгалтерским базами, материалами допросов работников и должностных лиц налогоплательщика, записями их телефонных переговоров и др. Естественно, результативность налоговых проверок значительно повысилась.
А для Следственного комитета профита не было: собираемость налогов никак не сказывалась на числе возбужденных уголовных дел. Ведь для того, чтобы завести дело, нужно было, чтобы налоговики сначала отправили в СК вступившее в силу решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Часто дело прекращалось в суде - решение налогового органа отменялось в результате обжалования. Или предприниматель сам оплачивал налоги, штрафы и пени. Все это портило статистику Следственного комитета, и в итоге налоговыми делами просто перестали заниматься. Для примера: в 2009-2010 гг. против предпринимателей возбуждали по 12–13 тыс. уголовных дел в год, а в 2012 г. эта цифра снизилась до 2,5 тыс.
Но все закончилось. Теперь статья отменена. Что нас ждет?
Все то же, что было до 2011 г. Правоохранительные органы снова смогут возбуждать уголовные дела по информации, раскрывать которую они не обязаны. Поэтому доносы опять будут с нами! Снова и налоговая, и правоохранители будут требовать от налогоплательщика одни и те же документы. Снова начнут возникать ситуации, когда налоговый орган, выйдя на проверку, будет узнавать: в отношении руководителя организации уже возбуждено уголовное дело за налоговое преступление. Не очень верится, что это укрепит сотрудничество двух ведомств.
А следствием всего этого станет увеличение числа уголовных дел и низкая результативность фискальных проверок. Но повлияет ли это на поступления в бюджет? Сомневаюсь.
Читать полностью на: http://ekb.dk.ru/blogs/post/novyy-zakon-pooschryaet-donosy-na-biznes?utm_source=mail&utm_medium=letter&utm_campaign=rassylka_every_day_ekb#ixzz3IeVqJkHe