Почему в России не работают законы для бизнеса

10 май 2016

Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», глава комитета по ОРВ регионального отделения «Деловой России»:

Законотворческая деятельность очень часто принимает неприятный поворот и вместо того, чтобы действительно регулировать и облегчать существование в определенной сфере деятельности и помогать определенному сегменту рынка, начинает его душить. На мой взгляд, из действующих федеральных законов на сегодня есть три основных, которые связывают бизнес по рукам и ногам, препятствуя нормальному деловому обороту.  

Закон «О техническом регулировании»  

Федеральный закон «О техническом регулировании» наделал много шума еще на стадии обсуждения. Тем не менее, вступил в силу 1 июля 2003 г. За все время действия закона не раз высказывались предложения об его отмене. С открытой критикой закона многократно выступали представители фармацевтического рынка, автомобильной промышленности и строительной отрасли. Напомним, закон «О техническом регулировании» упразднил систему ГОСТов, СанПиНов и СНИПов. В одночасье строители и весь производственный бизнес оказались в тупиковой ситуации, когда десятилетиями существующие стандарты стали необязательными, а новые технические регламенты приняты не были. 

Фактически закон «О техническом регулировании» привел к кризису производства: технологии развиваются, а единых стандартов, обеспечивающих конкурентоспособность и безопасность, нет. Функции по разработке и внедрению техрегламентов фактически были возложены на саморегулируемые организации (СРО). Логика, казалось бы, понятна: кому, как не отраслевым регуляторам, прописывать стандарты. Но на практике это привело к печальным результатам. Регламентирование, прописанное в нем, оказалось настолько запутано и противоречиво, что в результате следования нормам этого закона отношения между контролирующими органами и бизнесом стали непрозрачны, громоздки, существенно осложнили жизнь бизнесу и привели к росту коррупции. В итоге недавним распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. №2776-Р1 чиновники фактически расписались в несостоятельности закона и признали, что СРО не справляются с функцией разработки отраслевых стандартов – количество СРО будет существенно сокращено. Цель проста: повысить эффективность контроля госструктур за ними. Таким образом, саморегулирование в России фактически приказало долго жить, а необходимость закона «О техническом регулировании» находится под большим вопросом.  
 
Закон о госрегулировании алкоголя  

Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» на сегодняшний день тоже можно считать устаревшим. Сама его логика не соответствует требованиям современности – основной фокус закона сегодня сосредоточен на том, что предприниматель должен подчиняться его требованиям, если он в принципе использует алкоголь, а не то, для чего он использует алкоголь. В результате возникают совершенно абсурдные ситуации. Так, в прошлом году, когда в силу вступили очередные поправки к «алкогольному» закону, под его прицел попали производители, которые к алкогольному рынку вообще не имеют отношения. 

Поправки изменяли нижний порог содержания этилового спирта в продуктах с 1,5% до 0,5%. Все продукты, где доля этилового превышала указанные значения, согласно новой редакции закона, подлежали государственному учету. Первыми тревогу забили производители молока. Дело в том, что при производстве кисломолочных продуктов и йогуртов используется сырье, содержащее более 0,5% спирта. Для производителей это могло выйти боком: по логике закона «молочники» должны были получать лицензию у Росалкогольрегулирования и устанавливать на производственных линиях ЕГАИС (система учета, обязательная при производстве алкоголя). Под действие поправок попадали и парфюмерные компании, и производители бытовой химии. Только оперативная реакция бизнес- сообщества, возмущенного таким необоснованным увеличением административной нагрузки, спасла ситуацию – производители компонентов и парфюмеры были исключены из сферы действия закона. Но это точечная мера, проблемы несоответствия закона реалиями времени остались. К большому сожалению, сегодня вместо кардинального пересмотра закона чиновники продолжают использовать его несовершенство для создания очередных препонов малому бизнесу. Так, например, в последней законотворческой инициативе, связанной с законом «Об алкорегулировании», законотворцы предлагает запретить продажу алкоголя в магазинах шаговой доступности. А это примерно треть от всех розничных точек, которые реализуют алкогольную продукцию.  
 
Закон «Об оценочной деятельности» и кадастровая история  

Несовершенство закона «Об оценочной деятельности» и установленная им в качестве опорной точки для многих начислений кадастровая оценка объектов уже давно вызывает много вопросов у бизнеса. Эта оценка непонятным образом устанавливает некую стоимость объекта (по сути произвольную, на усмотрение чиновников, т.к. критерии ее определения очень расплывчатые). От нее сначала стали исчисляться некоторые налоги, а теперь еще и арендные платежи (за землю). Единственная цель введения кадастровой оценки, по единогласному мнению всего бизнес-сообщества, это увеличение фискальной нагрузки и пополнение бюджета. Кадастровая оценка объектов зачастую завышена, не имеет никакого отношения к их реальной рыночной стоимости. Суммы поборов при этом получаются соответствующие и ложится они на плечи бизнеса. Есть возможность эту оценку оспорить, но процедура крайне осложнена, а результат опять же непредсказуем, т.к. единых критериев оценки все равно нет. 

Стремление поскорее нажиться с помощью такого инструмента, как кадастровая оценка, на которую сложно повлиять бизнесу, но прекрасно влияют чиновники, зачастую приводит к непроработанности и несогласованности соответствующих регулирующих нормативных актов и, как следствие – к той ситуации, которая сегодня сложилась, например, в Свердловской области. В начале 2016 года арендаторы земельных участков в муниципалитетах Свердловской области стали получать уведомления о колоссальных доначислениях по арендным платежам за 2015 г. В некоторых случаях размер годовой платы за аренду земли, исчисляемый в процентном отношении от кадастровой оценки этой земли, увеличился в 950 раз, и стал многократно превышать рыночную стоимость самой земли. "Поспорили" два нормативно-правовых акта, принятых областью - один, в котором давно были установлены коэффициенты от кадастровой стоимости для исчисления размеров арендной платы, и второй - который в 2014 году эту самую кадастровую стоимость существенно увеличил. Законы, которые тормозят развитие бизнеса в России, могут быть пересмотрены. Это возможно благодаря проведению процедуры оценки фактического воздействия (ОФВ). Оценку фактического воздействия можно считать логичным продолжением политики Минэкономразвития по сокращению излишнего регулирования и выявлению противоречащих друг другу нормативно- правовых актов, которые мешают нормальному функционированию бизнеса. 

ОФВ – это закономерное развитие института оценки регулирующего воздействия, который был введен в России в 2013 г. Для справки, оценка регулирующего воздействия (ОРВ) – своеобразный тест-драйв для законодательных инициатив, которые напрямую влияют на экономическую деятельность и затрагивают предпринимательство. Определенные методики анализа позволяют предусмотреть, как тот или иной нормативный акт скажется на деловом климате, на выгодах и издержках бизнеса. Процедурой этой давно и успешно пользуются страны с развитой экономикой. В России, по данным Минэкономразвития (именно за этим ведомством, в первую очередь, закреплена функция ОРВ), ежегодно более трети законопроектов не выдерживают критики ОРВ и признаются избыточными и необоснованными. Впрочем, ОРВ затрагивает только вновь принимаемые нормативные акты - законопроекты, которые проходят стадию обсуждения. Между тем, сегодня многими проблемами бизнес обязан законам, которые вступили в силу задолго до внедрения в России практики ОРВ. Именно поэтому было принято решение в 2016 г. начать подготовку к ОФР под эгидой Минэкономразвития. Планируется, что через анализ и публичные консультации в рамках оценки фактического воздействия пройдут все законы, которые ранее получили заключение ОРВ, и некоторые другие акты. Какие именно – решит президент, Правительство РФ и специальная правительственная комиссия по проведению административной реформы. Точный план проверок (равно как и список законопроектов, которые будут подвергнуты ОФВ) должен быть утвержден не позднее 1 ноября 2016 г. Но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что законов-кандидатов для подробного анализа и оценки фактического воздействия на бизнес более чем достаточно. 

© New Retail

------------------------------------------------------

Вы можете поделиться материалом в социальных сетях.

Эти статьи могут вам понравиться

2003 - 2024 © Все права защищены