27 окт 2015
В 2013 году Свердловская область была выбрана в качестве пилотного региона, в котором была внедрена процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ). За два года в ее рамках предприниматели Среднего Урала внесли свыше 350 инициатив по уже принятым законам или готовящимся проектам законодательных актов, которые затрагивают их сферу деятельности. Об этой работе рассказал председатель комитета по ОРВ свердловского отделения «Деловой России» Алексей Головченко.
— В чем заключается суть процедуры ОРВ?
— Оценка регулирующего воздействия — это система оценки законотворческих инициатив, влияющих на бизнес, на адекватность и целесообразность. Наша задача — убрать избыточные запреты и ограничения для предпринимателей в законопроектах и предотвратить принятие законов, необоснованно увеличивающих расходы бизнеса. Кроме того, благодаря процедуре ОРВ, бизнес-сообщество может скорректировать уже существующие законы. Большинство замечаний со стороны конкретных предприятий содержат только критику предлагаемых властью законопроектов и поэтому не несут в себе практической пользы. В то же время государство не понимает реальных потребностей предпринимателей. В результате стороны не могут найти разумный компромисс.
В нашем комитете постоянно работают шесть человек: это два профессиональных юриста и четыре реально действующих практика: среди них предприниматели и экс-депутаты, которым хорошо известно, как законы создаются, принимаются и работают. Кроме того, комитет постоянно привлекает экспертов в той сфере, которой касается законопроект. Мы выступаем проводником интересов бизнеса: проводим встречи, участвуем в переговорах в кабинетах власти, разрабатываем и корректируем проекты документов. По итогам прошлого года Свердловской области присвоен «высший уровень» в рейтинге качества оценки регулирующего воздействия в субъектах РФ.
— По каким законопроектам удалось добиться лучших результатов?
— Самый яркий пример — областной закон об алкогольном регулировании. Министерство АПК и продовольствия предлагало документ, связанный с правилами реализации слабоалкогольных напитков. Законопроект предусматривал частичное сокращение производства и точек продажи слабого алкоголя, прежде всего пива. По нашим оценкам, его действие не лучшим образом могло отразиться и на смежных отраслях: грузовых компаниях, которые занимаются доставкой слабоалкогольной продукции, производителях тары и снэков. Вместе с отраслевыми ассоциациями и «Опорой России» мы изменили ограничения, все предложенные поправки министерством АПК были учтены.
Другой пример — введение «налоговых каникул». Поправки в закон о патентной системе налогообложения в Свердловской области обеспечили нулевую налоговую ставку для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере бытовых услуг. Нулевая налоговая ставка будет действовать в течение двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.
Было много работы по ставкам аренды муниципальной земли. В ряде населенных пунктов в конце прошлого года они должны были вырасти в 20 раз. При этом не было расчетов со стороны муниципальных властей, обосновывающих, почему ставки должны были подняться именно настолько. Это было просто желание заработать дополнительные налоги. Благодаря предпринимательскому сообществу и областному бизнес-омбудсмену Елене Артюх ставки были снижены.
Много сделали по закону о транспортном налоге в Свердловской области, проработали с точки зрения изменений для компаний, которые занимаются экспортом товаров. Коэффициенты налога удалось уменьшить в четыре раза — с 40% до 10%. Таким образом, мы пытались улучшить экспортную ориентированность региона.
— На какие законы повлиять не удалось?
— Мы долго бились с поправками в закон о размере вреда, причиняемого перевозчиками тяжеловесных грузов по дорогам регионального значения. Они коснутся владельцев большегрузного транспорта с нагрузкой на ось от 12 тонн (предварительный тариф установлен в размере 3,73 руб. за километр пути по федеральным трассам регионального значения). Бизнесу придется нести дополнительные расходы.
Не удалось помочь предпринимателям в сельскохозяйственных кредитно-потребительских кооперативах с субсидиями на выплачиваемые проценты.
— Над чем сейчас работает комитет?
— В процессе работа над законом о выдаче государственных гарантий в рамках поддержки малого и среднего бизнеса. Мы пытаемся убедить министерство инвестиций доработать порядок отбора претендентов на получение гарантий так, чтобы документ устроил и бизнес, и власти Свердловской области.
В работе нормативный акт, инициированный министерством управления госимуществом Свердловской области, предусматривающий дополнительное расширение границ территории, занимаемой памятниками архитектуры, истории и культуры. Безусловно, сохранение памятников — это важно, но границы могут быть расширены не в пользу бизнеса. На наш взгляд, например, нет необходимости прямо сейчас убирать парковки вокруг памятников. На этой территории могут оказаться археологические ценности, но ничто не мешает заняться раскопками, когда придет время.
— Что необходимо сделать для того, чтобы бизнес эффективно влиял на законодательную деятельность в регионе?
— Важно, чтобы бизнес отслеживал нормативные акты на сайте министерства экономики Свердловской области и на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, обращался в комитет по ОРВ свердловского отделения «Деловой России» с просьбой помочь и решить допущенные при разработке законопроектов ошибки. Практика, которую мы в 2015 году внедрили в Свердловской области, — согласительные совещания между разработчиками законопроектов и бизнес-сообществом. Это возможность сесть за стол переговоров и договориться о том, как закон будет работать в будущем на практике. Первые согласительные совещания прошли с региональными министерствами инвестиций, экономики, агропромышленного комплекса. До сих пор мы работаем с 40% нормативных документов. 60% выпадают, потому что либо мы не видим бизнеса, попадающего в поле риска, либо пока досконально разбираемся не во всех отраслях.
Интервью взяла Алена Смоленская