ВС не поддержал нижестоящие суды в части административного выдворения гражданина Украины

12 мар 2025

Со ссылкой на указ Президента РФ он напомнил, в каких случаях в отношении граждан Украины, ДНР и ЛНР не принимаются решения о депортации, реадмиссии, административном выдворении за пределы России, неразрешении въезда в РФ.

По мнению одного из экспертов «АГ», постановление ВС РФ уникально по содержательному разъяснению нюансов получения нового гражданства, сохранения прежнего гражданства жителями новых территорий России. Другая отметила, что в рассматриваемом случае гражданин Украины ранее проживал в ЛНР, а после въехал в РФ, после чего продолжал проживать на территории России, однако так и не легализовал свой правовой статус нахождения и проживания в этой стране. Третий счел, что в отношении таких граждан надо применять порядок упрощенного принятия в российское гражданство, если они не совершают противоправных действий на территории России и приносят пользу РФ своей работой или бизнесом.

Верховный Суд вынес 14 февраля Постановление по делу № 78-АД24-33-КЗ, в котором разъяснен порядок получения российского гражданства, сохранения прежнего гражданства жителями ДНР и ЛНР.

В январе 2021 г. суд первой инстанции признал гражданина Украины Армена Микоэляна виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ» КоАП РФ. Мужчина был оштрафован на 5 тыс. руб. и подвергся административному выдворению за пределы России в форме самостоятельного контролируемого выезда. Постановление впоследствии устояло в апелляции и кассации.

В жалобе в Верховный Суд РФ Армен Микоэлян указал, в частности, на то, что он является гражданином Украины, зарегистрирован в ЛНР, в настоящее время являющейся субъектом РФ.

Изучив это дело, Верховный Суд отметил, что в рассматриваемом случае Армен Микоэлян прибыл в Россию в конце декабря 2013 г., однако по истечении установленного срока пребывания (проживания) в РФ – 30 марта 2014 г. в нарушение требований закона уклонялся от выезда с территории РФ до момента обнаружения. Эти обстоятельства не отрицались Арменом Микоэляном и подтверждаются имеющимися доказательствами. Его действия, не содержащие уголовно наказуемого деяния, были квалифицированы по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП, а доводы жалобы в ВС РФ не опровергают установленные судами обстоятельства и выводы о виновности этого лица в совершении вышеуказанного административного правонарушения.

Как счел ВС, вопреки доводам жалобы, соответствующие процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе право пользоваться юридической помощью защитника, Армену Микоэляну были разъяснены и при составлении протокола об административном правонарушении, и при рассмотрении дела, что подтверждается соответствующими расписками. Само дело было рассмотрено с участием Армена Микоэляна, который признал свою вину в совершении вмененного противоправного деяния. Нет оснований усомниться в достоверности сведений, приведенных судьей районного суда в постановлении по делу; доказательства обратного не представлены. Право Армена Микоэляна на защиту при производстве по делу не нарушено и реализовано. Соблюдены порядок и срок давности привлечения этого лица к административной ответственности.

Вместе с тем, как напомнил ВС, в начале октября 2022 г. был принят закон о вхождении в состав Российской Федерации Луганской Народной Республики и образовании в составе РФ нового субъекта – ЛНР. Со дня принятия в состав РФ нового субъекта граждане ЛНР, Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории этой республики, признаются гражданами РФ, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них или их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться апатридами. Таким образом, граждане ЛНР, Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на этот день на территории ЛНР или ранее постоянно проживавшие на указанной территории и выехавшие из ЛНР в Россию, в том числе через территории третьих государств, а также их несовершеннолетние дети приобретают российское гражданство в результате признания их гражданами РФ при условии принесения Присяги гражданина России. В свою очередь граждане России, которые приобрели гражданство либо до дня принятия в РФ ЛНР и образования нового субъекта постоянно проживали на этот день или ранее постоянно проживали на территории ЛНР и у которых гражданство Украины не прекращено, признаются гражданами РФ, не имеющими гражданства Украины, со дня подачи ими заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины. Россияне, подавшие заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины, освобождаются от обязанности подать уведомление о наличии у них украинского гражданства.

Между тем таких обстоятельств по этому делу не установлено, заметил ВС. Армен Микоэлян имеет гражданство Украины, ранее был зарегистрирован и проживал до приезда в Россию в ЛНР. На день образования в составе РФ нового субъекта мужчина постоянно не проживал на территории ЛНР. Нет данных о том, что в период с момента истечения 30 марта 2014 г. установленного срока пребывания (проживания) в РФ по момент обнаружения 21 января 2021 г. Армен Микоэлян обращался в соответствующие территориальные органы МВД России по месту своего фактического нахождения с заявлениями о выдаче вида на жительство либо предоставлении статуса беженца, с приложением требуемых документов, о чем ему были даны разъяснения в письме должностного лица Управления по вопросам миграции Санкт-Петербурга от 9 апреля 2018 г., равно как и о том, что после принятия в Россию ЛНР он обращался с заявлением о приобретении российского гражданства и принес Присягу гражданина РФ, либо с заявлением о нежелании состоять в гражданстве Украины, и ему было отказано в приеме этих заявлений.

При таких обстоятельствах безосновательны доводы Армена Микоэляна об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Между тем п. 1 Указа Президента РФ от 27 апреля 2023 г. № 307 «Об особенностях правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» установлено, что граждане Украины, лица, состоявшие в гражданстве ДНР или ЛНР, апатриды признаются с 30 сентября 2022 г. постоянно проживающими в России иностранными гражданами и лицами без гражданства, если они соответствуют ряду условий. Такие граждане и лица постоянно проживали по состоянию на указанную дату на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области или ранее постоянно проживали на этих территориях и выехали в Россию, в том числе через территории третьих государств. Такие граждане и лица заявили о своем желании сохранить имеющееся у них гражданство либо остаться лицами без гражданства, не принесли Присягу гражданина РФ или отказались от ее принесения. В отношении вышеуказанных лиц, за исключением случая, предусмотренного п. 13 указа, не принимаются решения о депортации, реадмиссии, административном выдворении за пределы России, неразрешении въезда в РФ, нежелательности пребывания (проживания, сокращении срока временного пребывания) в РФ, а ранее принятые решения прекращают действие и не подлежат исполнению.

В связи с этим ВС удовлетворил жалобу Армена Микоэляна частично, изменив обжалуемые им судебные акты и исключив из них наказание в виде административного выдворения за пределы России.

Управляющий партнер МКА RUBICON Виктория Шевцова согласилась с выводами ВС РФ. «Для лиц, проживавших на территории ДНР и ЛНР в момент их перехода в состав субъектов РФ, указом Президента предоставлено право: остаться гражданином Украины и выехать за пределы РФ; вступить в российское гражданство или получить вид на жительство РФ. В рассматриваемом деле Армен Микоэлян являлся гражданином Украины, проживал в ЛНР, а после въехал в РФ, после чего продолжал проживать на территории России, однако так и не легализовал свой правовой статус нахождения и проживания в стране: не отказался от гражданства Украины и не получил вид на жительство. Поэтому ВС правомерно оставил в силе административное наказание в виде штрафа, но исключил применение выдворения за пределы РФ. Отмена выдворения связана с положениями Указа Президента № 307, согласно которым такая мера не применялась до конца 2024 г. с целью дать время иностранным гражданам (иностранными гражданами в данном случае признаются лица, не отказавшиеся от гражданства Украины, проживающие на территории ДНР, ЛНР в момент перехода территорий в состав РФ или ранее проживавших там) для определения своего правового статуса. С 1 января 2025 г. миграционный контроль будет применяться в полной мере, в том числе выдворение иностранных граждан, проживавших на территории ДНР и ЛНР», – пояснила она.

Адвокат филиала № 49 Московской областной коллегии адвокатов Татьяна Саяпина поддержала выводы Верховного Суда. «Это постановление уникально по содержательному разъяснению нюансов получения гражданства, сохранения прежнего гражданства жителями новых территорий России. Кроме того, ценные выводы содержатся в части обеспечения дополнительной защиты указанных граждан от применения в отношении них общих правил выдворения и более строгих административных наказаний, что также обеспечивает их дополнительную защиту в нашей стране. Постановление ВС РФ носит разъяснительный характер, упорядочивает судебную практику преимущественно в части применения законодательства об административных правонарушениях, миграционного законодательства. Оно учитывает нюансы нахождения иностранцев как жителей новых территорий в России, что важно как для самих граждан, так и в отношении правоприменения законодательства по новым российским территориям. Именно поэтому выводы ВС РФ крайне важно учитывать в дальнейшем при рассмотрении подобных теоретических и практических вопросов», – полагает эксперт.

Управляющий партнер юридической компании «ЭНСО» Алексей Головченко указал на правовую коллизию: из России выдворяют гражданина Украины, но он был гражданином Украины на момент, пока Луганская и Донецкая республики не провозгласили свою независимость. «И этот гражданин проживал в Луганской области, пока она считалась частью Украины. Но одновременно он успел покинуть Луганскую область до того, как она стала независимым субъектом РФ. А значит, на него не распространяется право автоматически стать гражданином России. На мой взгляд, в отношении таких граждан надо применять порядок упрощенного принятия в гражданство РФ, но при условии, если они не совершают противоправных действий на территории России и приносят пользу РФ своей работой или бизнесом. То есть речь идет о тех, кто зарекомендовал себя как гражданин, приносящий реальную помощь своей новой родине», – считает он.

©Адвокатская газета

Вы можете поделиться материалом в социальных сетях.

Эти статьи могут вам понравиться

2003 - 2025 © Все права защищены