29 апр 2015
Накануне 2015 г., практически под бой курантов, был принят очень важный закон, который, возможно, самым существенным образом повлияет на экономику страны — «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Мотивы, по которым этот закон ВООБЩЕ не обсуждался в прессе и обществе (можно сказать, его существование всячески замалчивается), нам станут ясны после ознакомления с его основными положениями...
Под занавес 2014 года был принят очень важный закон, который, возможно, самым существенным образом повлияет на экономику страны — Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
Мотивы, по которым этот закон ВООБЩЕ не обсуждался в прессе и обществе (можно сказать, его существование всячески замалчивается), нам станут ясны после ознакомления с его основными положениями. Речь в законе идет ни много ни мало о создании на Дальнем Востоке особых территорий опережающего развития (ТОР), в которой планируется сделать то, чего никогда не было в России: резко ограничить действие российского правового поля, изменить сам принцип местного самоуправления и управления данной территорией, а пользование землей и полезными ископаемыми внутри ТОРа сделать практически бесплатным. Вот такой подарок кому-то! Берешь землю в «развитие», налогов не платишь, все полезные ископаемые на ней — твои, НДПИ не отчисляешь, таможни нет...
Как же так, Юрий Венедиктович, спросим мы? Если ЭТО не продажа территории страны, то что же тогда — продажа?
Российское правовое поле съежилось, как шагреневая кожа. «Юрий Венедиктович» отменил на данных территориях действие ни много ни мало таких основополагающих документов РФ, как Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Трудовой кодекс, Земельный кодекс, Лесной кодекс, федеральные законы: «О законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ», «О местном самоуправлении», «О приватизации», «Об обязательном медицинском страховании», «Об иностранцах», «О лицензировании», «Об экологической экспертизе», «О таможенных отчислениях» и еще массу других законодательных актов. По сути осталась территория, на которой действует один закон — воля управляющей компании, которая будет рулить на территории 70 лет (срок может быть продлен, ст. 3 закона 473-ФЗ) и которая формируется чиновниками, назначаемыми Правительством РФ.
Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития предусматривает: льготные арендные ставки, освобождение от уплаты таможенных сборов, налога на имущество, земельного налога, приоритетное подключение к инфраструктурам, передачу в управление всей понравившейся инвесторам уже существующей собственности. Т.е. в бюджет страны отчисления будут идти самые минимальные, все денежные средства, видимо, планируется направлять в развитие территорий, если этого захочет управляющая компания, конечно. Контроля за ней практически нет, но ей нужно верить — ведь члены этой УК, все до единого, будут состоять в партии «Единая Россия». Уж они-то не позволят там никаких вольностей!
По поводу использования в ТОРах иностранной рабочей силы в Федеральном законе от 31.12.2014 № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» скромно указано, что:
1) «получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется»;
2) «разрешение на работу иностранному гражданину, привлекаемому для осуществления трудовой деятельности резидентом территории опережающего социально-экономического развития, выдается без учета квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а так же выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством».
ВОТ ТАК. Привозишь сколько надо. Создаешь резервацию, на которой в основном будут работать иностранные рабочие, пересекающие нашу границу без всяких квот и отметок ФМС, количество которых будет ограниченно только совестьюпотребностями управляющей компании, за которой будет налажен партийный контроль со стороны «Единой России» — эти не допустят!
Также законодатели творчески подошли к вопросу о принудительном отчуждении земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд для задач управляющей компании:
«Решение о принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества на территории опережающего социально-экономического развития принимается уполномоченным федеральным органом по ходатайству управляющей компании». Коротко и ясно: все, что нужно — земля и имущество — могут быть изъяты у нынешних владельцев «для создания и развития объектов инфраструктуры». Не становитесь на пути!
Как не сложно догадаться, территории развития выделяются, в основном, для осуществления творческих и трудовых фантазий граждан Китайской народной республики, которые, видимо, по задумке правительства, своим упорным трудом создадут нам тут рай земной, так немыслимо разовьют территорию, что неизбежно скоро на ней будет проходить «междупланетные шахматные конгрессы», как об этом говорил еще товарищ Бендер. Думаю, первый ТОР явно должен получить название в его честь.
При этом территории опережающего развития согласно Федеральному закону 380-ФЗ получили нулевую ставку НДПИ — налога на добычу полезных ископаемых, нулевую ставку налога на прибыль, льготную ставку отчислений на обязательное социальное страхование. Созданная схема фактически подменяет собой органы российской власти — федеральные, региональные органы власти и местное самоуправление ограничены в правах надзора за ТОРами, а всем заправляет управляющая компания (акционерное общество, которое определено Правительством Российской Федерации в целях осуществления функций по управлению территорией опережающего социально-экономического развития и 100 % акций которого принадлежит Российской Федерации, и (или) дочернее хозяйственное общество, которое создано с участием такого акционерного общества (далее — дочернее общество управляющей компании).
Юридическаякомпания «ЭНСО» обращает внимание на создание такого прецедента, как территории опережающего развития! Хотя справедливости ради отметим, что тот же самый принцип развития неосвоенных территорий был введен на Урале еще при Строгановых и Демидовых, которым тоже предоставили режим минимального налогообложения и которые все ресурсы вкладывали в развитие фабрик и заводов на вверенной им земле. Правда, был такой малозначительный нюанс, что территория развивалась СВОИМИ гражданами, а не чужими.
Однако, несмотря на исторические параллели, мы считаем, что если задуманное будет идти по плану и эффект развития дальневосточных территорий превзойдет все ожидания и будет проявлен в полной мере, данный «ценный опыт» может быть перенят и для развития других территорий. В нашей стране всегда много говорилось о социальной ответственности бизнеса, но всегда находились возражения — что непомерные налоги и контроль чиновников сводят на нет эти благие пожелания по развитию инфраструктуры фабрик и заводов. Пока в нашей стране с 2000 года строились исключительно торговые центры на месте заводов, но никогда наоборот. В рамках ТОР и контроль чиновников, и платежи в бюджет минимизированы, и поэтому теплится слабая надежда на возможные изменения в сторону увеличения темпов роста и индустриализации инфраструктуры, освоения новых технологий и масштабный рост экономики.
Только не оказалось бы как в том известном анекдоте: «Это правда, что вы продали Россию? Скажите, а где я могу получить свою долю?»