26 июл 2016
Президент России Владимир Путин подписал пакет поправок в законодательство, который существенно реформирует деятельность строительных СРО. Большинство из этих поправок вступят в силу через год, 1 июля 2017 года. О том что именно изменилось для СРО и к каким последствиям приведут эти изменения - комментарий управляющего партнера ГК "ЭНСО" Алексея Головченко.
СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (строительной деятельности) введено в России с 1 января 2009 года взамен строительных лицензий. Логика государства была проста – снять с себя бремя ответственности и сделать этот рынок более самостоятельным и ответственным.
Однако развитие СРО в строительстве сопровождалось обвинениями в номинальности их деятельности и откровенной неэффективности. Эксперты призывали вернуться к системе лицензий.
В итоге в мае этого года Минстрой РФ и Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) договорились о том, что возвращения к лицензированию не будет, но законодательство о СРО нужно модернизировать в соответствии с требованиями рынка, буквально заставив СРО стать не только работающим, но работающим эффективно инструментом.
Буквально на днях Президент России Владимир Путин подписал принятый Госдумой в начале июля федеральный закон № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)». Он вступает в законную силу с 1 июля 2017 года, за исключением отдельных положений.
Поправки существенно реформируют отраслевой институт.
В частности, скорректированы нормы, регулирующие прием в члены СРО. В соответствии с новым законом, в СРО в обязательном порядке придется вступать генподрядчикам, выполняющим работы по госзаказу на сумму более 3 млн. рублей. Для всех остальных застройщиков членство в СРО станет добровольным.
Отныне каждая СРО должна насчитывать не менее 100 компаний. Также предусматривается, что строительная фирма сможет вступать лишь в СРО того региона, где она непосредственно работает. В случае выхода из состава СРО, компании смогут вступить в другое объединение не ранее чем через год.
Членам СРО больше не придется получать допуски к строительным работам – само по себе членство в СРО станет таким допуском.
Для защиты рынка от недобросовестных игроков помимо уже существующего компенсационного фонда предусмотрено создание еще одного фонда - фонда договорных обязательств. Взнос в этот новый фонд составит от 400 тыс. до 25 млн. рублей для каждой строительной фирмы в зависимости от объема ее работ. Это пополнит активы системы СРО еще на 250 млрд рублей. Эти деньги, так же как средства компенсационных фондов, сформированных за 6 лет саморегулирования (общий объем этих фондов оценивается в 80 млрд рублей), будут помещены на счета уполномоченных банков. Снимать оттуда деньги строители смогут только по решению суда.
Наконец, всем СРО (и существующим, и новым) придется пройти переаккредитацию в НОСТРОЕ, подтвердив свой статус и полномочия. Кто не пройдет – выбывает из «игры». Законодатели считают, что предложенные меры в течение двух ближайших лет позволят не только сохранить систему СРО, но и очистят ее от неблагонадежных игроков – коммерческих СРО, которые торгуют допусками, а также превратят в реально действующий и по-настоящему эффективный механизм саморегуляции.
***
Как оценить эти законодательные инициативы? Как показывает мировой опыт, грамотно организованное саморегулирование – это эффективный механизм регуляции отношений между участниками рынка. Его видимая альтернатива – прямое госрегулирование через выдачу лицензий. Однако, во-первых, в РФ этот вариант уже был испробован и доказал свою неэффективность, поэтому если решим вернуться к нему – трудно будет отмыть эту систему от прошлого негатива и новых подозрений в коррупции. А во-вторых, возвращение к лицензированию сегодня однозначно противоречит тому общему курсу, которое взяло государство – снять с себя ответственность за регулирование бизнеса (оставив только надзор и сбор налогов). Так что я считаю, что для РФ сегодня альтернативы СРО как таковой и нет.
Уверен, рынок продолжит развиваться в сторону профессионализации и ответственности всех участников. Кому попало вход на этот рынок перекроют. Статус СРО будет повышаться, и одновременно будет усиливаться ответственность - как экономическая (нести экономические риски за свой недосмотр), так и организационная (за нарушение – лишение статуса).
С одной стороны, курс на «закручивание гаек» и глобальную чистку рынка СРО (аналогичную историю мы сейчас видим в банковской сфере) можно только приветствовать – повышается прозрачность деятельности профобъединений. В конечном итоге это работает на повышение безопасности и качества проектно-строительных, инженерно-изыскательских работ и строительства в целом.
Еще один плюс – новый закон предусматривает возможность предварительно отсечь недобросовестных застройщиков еще на стадии допуска к участию в тендерах, аукционах и, в первую очередь, госзаказах, что, несомненно, также оздоровит ситуацию. И это, безусловно, ключевая цель реформирования - чтобы государственные деньги не утекали через стройку в никуда.
Раньше в стройиндустрии нередки были ситуации, когда «левые» застройщики заходили в аукцион и выигрывали его за счет самой низкой цены. А потом начиналась игра – за заявленные деньги априори построить было невозможно, поэтому все застревало на стадии котлована, из генподрячика начинали вымогать дополнительное финансирование. Генподрядчик оказывался в безвыходной ситуации, один на один с недобросовестным застройщиком и был вынужден искать эти дополнительные деньги, чтобы продолжить стройку.
Новый закон ужесточает ответственность СРО за каждого аккредитованного им участника, делая СРО с одной стороны – основным фильтром на входе в строительный рынок, а с другой стороны – перераспределяя и на него ответственность за действия допущенного застройщика. Отвечать придется прежде всего рублем – совокупным финансовым фондом, для этого в законе и увеличен размер компенсационных фондов – чтобы деньги были реально ощутимые. И головой – вплоть до дисквалификации.
Особо следует отметить еще одну из последних законодательных инициатив – введение в Уголовный кодекс РФ специального состава преступлений – мошенничество, связанное с неисполнением договорных обязательств. По этой статье правоохранительные органы получают возможность привлекать к уголовной ответственности не только руководителей строительных компаний, но и функционеров СРО - за пособничество.
В таких условиях руководство СРО двести раз подумает, прежде чем просто «поторговать допуском» и недобросовестного участника пустить через себя на рынок.
С другой стороны, с введением новых фондов и взносов усиливается финансовая нагрузка на предприятия стройиндустрии. С учетом нестабильной экономической ситуации государство стремится подстраховаться во всех смыслах от всяческих форс-мажорных ситуаций и выплат, поэтому и возникают идеи о создании компенсационных фондов и страховании строительных рисков. Это понятно. Но проблема в том, что бизнес сегодня истощен и найти эти дополнительные деньги для тех, кто собирается добросовестно работать на строительном рынке, будет проблемно.
Подводя итог, в целом, реформы в отношении строительных СРО можно оценить как положительные. Вырисовывается хороший законодательный базис. Осталось только создать хорошую экономическую подоплеку для того, чтоб все это стало реально возможно для строителей.