27 сен 2019
Указание на место, где товар был произведён, имеет значение на зарубежном рынке. В международных контрактах все чаще и чаще употребляется такое понятие как «географическое указание» - делается привязка к месту производства или происхождения.
Товарам, которые имеют свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товаров, или сокращенно НМПТ, гораздо проще пробиться на экспортный рынок: продвижение экспорта находится в прямой зависимости не только от количества, разновидностей и качества, но и от надлежащей защиты и охраны маркируемых элементов как объектов интеллектуальной собственности в странах-импортёрах.
27 июля 2019 г. Президент РФ В.В. Путин подписал закон «О региональных брендах», как его назвали в СМИ. В Гражданский кодекс вводится новое понятие как самостоятельный объект интеллектуальных прав - «географическое указание» (ГУ), изменения вступят в силу с 27.07.2020 года.
Определению, что такое право на наименование места происхождения товаров, а также как оно охраняется на законодательном уровне, отведен ряд статей третьего параграфа четвертой части Гражданского кодекса РФ.
Чтобы понять, что это такое, обратимся к п.1 ст. 1516 ГК РФ: Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.
Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом настоящего пункта.
Согласно ст. 1534 ГК РФ, для того, чтобы иметь международную регистрацию права на наименование места происхождения товаров, надо пройти данную процедуру на территории РФ и получить исключительное право.
Государственная регистрация права на наименование места происхождения товаров осуществляется в Роспатенте. Также эта служба предоставляет исключительное право на ранее зарегистрированное право на наименование места происхождения товаров и выдает свидетельство.
Для прохождения регистрации необходимо подать заявление, где следует указать:
Далее требуется оплатить ряд пошлин:
При положительном решении выдается свидетельство о регистрации права на наименование места происхождения товаров, и можно запрашивать свидетельство об исключительном праве на НМПТ.
Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товаров требуется для того, чтобы кто-либо другой запросил уже существующий НМПТ. Это возможно, если конкурент докажет, что его продукция ничем не отличается от Вашей. Имея на руках такое решение, можно подавать на регистрацию НМПТ в интересующей стране.
Если Вы являетесь стороной, принимающей зарубежный товар и хотите, чтобы он стал узнаваем на территории РФ, то Вашему контрагенту следует вначале получить свидетельство об охране наименования географического объекта у себя в стране, после чего он вправе подать на государственную регистрацию НМПТ в Российской федерации. Кроме того, согласно п.2 ст. 1517 ГК РФ, для получения исключительного права на использование наименования указанного места необходимо предварительное охранное свидетельство в стране-импортёре.
При вывозе товара за пределы РФ национальные законодательства стран-импортёров должны обеспечивать охрану наименований мест происхождения товаров, также как и охрану зарегистрированных товарных знаков. Для этого могут быть активизированы как механизмы внутреннего законодательства страны, принимающей товар, также и международные договоры, в которых одной из сторон является Российская Федерация.
Для более успешного сотрудничества, страны заключают между собой соглашения. Не исключение и НМПТ, и ГУ.
При выходе со своим товаром на международный рынок необходимо руководствоваться не только внутренним законодательством страны-импортера, но и:
Или же:
На территории РФ существует Государственный реестр наименований и свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара, куда данные вносятся по заявлению правообладателя, т.е. данное право является заявительным, а не обязательным. Сведения о государственной регистрации, внесении изменений публикуются в официальном бюллетене сразу после их внесения в реестр.
В настоящее время в России зарегистрировано более 200 исключительных прав на наименование места происхождения товаров, в то время как в том же Евросоюзе более 3000. Хорошо узнаваемые российские НМПТ: «Хохлома», «Тульский самовар», «Нарзан», «Гжель» и т.д.
Согласно данным Роспатента, число заявок на регистрацию прав на наименование мест происхождения товаров в 2018 году выросло на 78%.
В Роспатенте надеются, что принятие закона о региональных брендах позволит России, а следовательно и российскому бизнесу, быть участником Женевского акта Лиссабонского соглашения о НМПТ и ГУ, пользоваться международными механизмами охраны объектов интеллектуальной собственности.
В странах Евросоюза также разработаны соответствующие нормативные акты, которые регламентируют указывать наименование места происхождение товара. Так директива 79/112/CEE от 18.12.1978 г. обязывает страны-производители ЕС указывать адрес производителя или официального представителя на территории ЕС. Эта директива распространяется на производителей продуктов питания.
Также существует Лиссабонская система международной регистрации права на наименование места происхождения. Благодаря данному соглашению члены-участники имеют дополнительную защиту наименования места. Регистрационные данные можно найти в специальном бюллетене «Appellations of origin». Пошлины уплачиваются в швейцарских франках.
Частые проблемы, связанные с правом на наименование места происхождения товаров:
Обратитесь к юристам ЭНСО – специалистам в области интеллектуального права:
Клиенты выбирают ЭНСО:
Ответим на вопросы
Звоните +7 (343) 384-87-33
Пишите на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Или оставьте заявку на обратный звонок