Перерасчет коммунальных платежей управляющей компанией по запросу жильцов

29 июл 2020

ТСЖ и Управляющие Компании обязаны предоставить такой расчет в пятидневный срок с момента получения требований. Они не имеют права производить начисление, если оно ничем не подтверждается. Кроме того, расчеты должны быть предоставлены за последние 3 года.

Рассмотрим одно из судебных дел.

Гражданин Иванов приобрел квартиру в многоквартирном доме в частную собственность в 2014 году. Однако в квартире зарегистрированных лиц нет, сам он лично стал в ней проживать периодически с 2016 года. 

До 2017 года ему регулярно поступали квитанции коммунальных платежей, которые он оплачивал своевременно и без задержки. 

В квартире не было зарегистрированных и постоянно проживающих лиц, тем не менее Управляющая Компания расчеты производила с учетом 2х человек. Кроме того, совершались начисления за «Отопление», несмотря на отсутствие договора с ресурсоснабжающей организацией. 

В 2018 году собственники жилых помещений заключили прямые договора с ресурсоснабжающими организациями. Иванов оплату по всем квитанциям производил в точном соответствии с произведёнными расчетами. Однако Управляющая Компания выставила ему задолженность по оплате в сумме 81 857 рублей. 

В августе 2019 года Иванов направил в управляющую компанию претензию о перерасчете платежей. Она осталась без ответа. 

Выждав положенный срок (5 дней), Иванов подал в суд иск на Управляющую компанию, в котором просил обязать ее произвести перерасчет начисления коммунальных платежей на 14 565 рублей, а также взыскать сумму морального ущебра в размере 100 000 рублей и судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 35 000 рублей.

Основополагающими нормативными актами являются Жилищный кодекс (ст. 154 Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ст. 157 Размер платы за коммунальные услуги), Правилами №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также «Закон о защите прав потребителя».

Согласно ст. 157 ЖК, размер оплаты за коммунальные услуги исчисляется по показаниям приборов учета (ПУ), а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных на локальном уровне. 

Несмотря на неоднократное требование суда предоставить расчеты, Управляющая Компания этого не сделала.

Исходя из предоставленных Ивановым произведённых расчетов, за неимением аргументированных возражений со стороны ответчика, суд принимает сторону истца. 

Рассматривая вопрос о компенсации морального вреда и руководствуясь ст. 15 Закона, суд приходит к выводу о правомерности данного требования, однако находит их чрезмерными. Компенсация морального вреда начисляется в размере 5 000 рублей. 

Кроме того, согласно п.6 ст. 13 Закона, в случае несоблюдения досудебного порядка удовлетворения требований потребителя, суд начисляет 50% от суммы, присужденной потребителю. Таким образом в пользу Иванова начислено еще 2500 рублей. Кроме того, на юридическую помощь в подготовке иска и на судебное представительство суд взыскивает в пользу истца 20 000 рублей.

Одно из распространённых нарушений со стороны Управляющих Компаний и ТСЖ - отказ в предоставлении расчетов. При этом они могут ссылаться на что угодно: что не были ранее установлен прибор учета или потребители не передавали данные и тд. Они обязаны предоставить расчеты с пояснениями. И не общие, а с детализацией. Если суммы расчета задолженности не имеют под собой никакого официального обоснования, они не могут быть взяты во внимание.

Приборы учета должны быть опломбированы в обязательном порядке и стоять на учете в ТСЖ, а также подлежать регулярной замене. Срок их действительности обычно указан в технической документации, но он не может превышать 6 лет для холодной воды и 4 года для горячей. Поэтому, если Вы в 2013 году купили квартиру, где уже стояли ПУ, то после 2017 года они точно будут нерабочими. Показания нерабочих счетчиков браться во внимание не должны. Следует делать переустановку счетчиков.

ЖКХ, УК не имеют права отказывать потребителям по вводу счетчиков в действие. Отказали в устной форме, обращайтесь в письменной. Отказали в письменной - обращайтесь в суд. 

Конечно, суд не является первой инстанцией. Есть ещё прокуратура, а также Департамент жилищного строительства. Но суд, на сегодня все-таки самый эффективный способ.

Вы точно знаете, что за Вами нет задолженности, а ТСЖ продолжает высылать необоснованные претензии и при этом угрожать отключением электроэнергии?

Что ж, здесь есть возможность задуматься о привлечении руководителя ТСЖ к уголовной ответственности за деяния, предусмотренные ст.ст. 159 (мошенничество) и 163 (вымогательство) УК РФ.

Помните, что исполнитель предоставления коммунальной услуги, а в нашем с Вами случае, ТСЖ или УК, также это может быть и ресурсоснабжающая организация, если договор был напрямую заключен с ней, непосредственно при получении обращения от потребителя, то есть собственника или нанимателя жилого помещения, должен провести проверку правильности расчетов и перерасчет при обнаружении расхождений между фактически предъявленной к оплате суммой и полученной в результате перерасчета. Правильность снятия показаний должно также проводить исполнитель управляющей Компании.

В п. 83 Правил 354 говорится о том, что исполнители, ТСЖ и УК, обязаны не реже 1 раза в год проводить проверку приборов учета электроэнергии. Делегирование своей обязанности по проверке на плечи потребителей незаконно. 

Теперь на сайте стандарта раскрытия информации (https://www.reformagkh.ru/) Вы можете проверить, ушли ли по назначению Ваши деньги, которые Вы сдавали на ремонт и содержание общедомового имущества. 

У Вас проблемы с ЖКХ и Вы не знаете, что Вам делать? Юристы ЭКСО Вам в этом помогут!


Вы можете поделиться материалом в социальных сетях.

Задать вопрос

Эти статьи могут вам понравиться

2003 - 2024 © Все права защищены