26 июл 2021
Государственной думой принят законопроект о внесении поправок в статью 264 прим. Уголовного кодекса Российской Федерации. Изменения вносятся в статью, посвященную нарушению правил дорожного движения (далее ПДД) лицом, который уже подвергался административному наказанию.
Заглянем в пояснительную записку к законопроекту. Два года не серьезно по крайней мере для тех, кто уже привлекался к уголовной ответственности за аналогичное преступление. И вот почему: уголовное наказание считается самым суровым по сравнению с прочими. Не будем брать угрызения совести. Оно должно быть наложено не только соразмерно причинённому вреду, но и степени личного отношения к произошедшему.
К тому же алкогольное опьянение может наступить позже. Например, во время обеда вы ели жирную пищу. Степень всасывания алкоголя будет медленнее, но зато потом реакция может быть непредсказуемая. Нехорошую шутку может сыграть алкоголь и с уставшим или приболевшим человеком, когда реакция сама по себе замедленная.
Обращаем внимание: если вы не виноваты в дорожно-транспортном происшествии, но в вашей крови обнаружен алкоголь, то по умолчанию вы будете первым подозреваемым.
Согласно данным всемирной организации здравоохранения, смертность на дорогах высока практически повсеместно. Россия в списке по количеству смертельных ДТП стоит на 72 месте. Из экономически развитых стран перед нами только Китай, который находится на 68 месте. США на 112, Бельгия – 150, Франция – 155, Германия -162, а лидирует по минимальному количеству ДТП Сан-Марино, она замыкает список из 175 стран.
В европейских городах для снижения количества ДТП принимают непопулярные среди водителей меры. Например, во многих городах Бельгии, включая столицу, по умолчанию скорость 30 км/ч. Т.е. если нет знака, разрешающего ехать быстрее, будь добр, тащись. А штрафы за превышение таковы, что лишний раз подумаешь: «А стоит ли нарушать».
Законодатель, прежде чем предложить законопроект, направленный на ужесточение санкций против водителей, проанализировал данные по уголовным делам по статье 264-1 УК РФ. Если в 2017 году таких дел было возбуждено 79 783, то в 2020 году 66 301. Тенденция к снижению идёт, но не так быстро, как хотелось бы. Количество преступлений, совершённых лицами, которые уже привлекались за подобное, составила 20% от общего количества. Т.е. каждый пятый водитель, который привлекается по статье 264-1 УК РФ уже ранее был осужден за аналогичное преступление.
В ПЗ законодатель привёл пример, когда житель Калининградской области в 2016 году 14 совершил преступление, предусмотренное ст. 264-1 УК РФ, из них 4 раза был осужден. То есть наказание впрок не пошло. И это не единичный случай.
Зачастую лица, неоднократно привлекаемые по ст. 264-1 УК РФ пересекают ту грань, где ценой становится чужая жизнь и здоровье. Тогда уже наступает наказание, предусмотренное ст. 264 УК РФ.
Теперь о самих поправках. Статья дополнилась второй частью. Из первой части, той единственной, которая в настоящей редакции исключен квалифицирующий признак: судимость за совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения, предусмотренного этой статьей или частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ. Он выделен в самостоятельный состав и введён в статью второй частью. Санкции в виде лишения свободы увеличены на год, т.е. до трёх лет. Прямо сказать, не сильно большое изменение.