19 сен 2024
Процесс регистрации товарного знака может занять до 1,5 лет, сопровождаясь при этом вложением материальных и человеческих ресурсов. К сожалению, в некоторых случаях заявитель получает отказ в регистрации и всё приходится начинать сначала. Рассказываем, что нужно знать, чтобы этого избежать.
Нередко случается так, что товарный знак, который вы хотите зарегистрировать, уже имеет своего правообладателя либо существует товарный знак, схожий с ним до степени смешения. Если вам удаётся выяснить этот факт на этапе первоначальной проверки, то есть возможность откорректировать своё позиционирование на рынке, защитив себя тем самым от гарантированного отказа при регистрации.
Проверить информацию о ранее зарегистрированных товарных знаках можно на сайте Роспатента. Сделать это можно самостоятельно, без привлечения сторонних специалистов.
Самый большой подвох бесплатной проверки кроется в том, что она содержит информацию об уже поданных, но ещё не зарегистрированных заявках. С учётом того, что процесс регистрации может занять более года, существует риск, что кто-то из конкурентов уже успел вас опередить и ваша заявка будет отклонена.
Для того, чтобы не попасть в эту банальную, но очень неприятную ситуацию, советуем обращаться к юристам, специализирующимся на интеллектуальной собственности, либо использовать для проверки платные ресурсы, осуществляющие мониторинг с учётом ранее поданных заявок.
Кроме того, настоятельно рекомендуем проводить проверку наименования также и по базе юридических лиц (ЕГРЮЛ). Если вы найдёте юридическое лицо с аналогичным наименованием и схожим с вашим видом деятельности, то существует риск, что впоследствии данная компания сможет оспорить в суде ваш товарный знак, аргументируя это тем, что свою деятельность на рынке они начали вести ранее.
В данном случае необходимо обратиться к правообладателю и попросить его дать вам письменное разрешение на регистрацию бренда. В некоторых случаях компании, в том числе и крупные, идут на уступки и позволяют конкурентам работать на рынке, используя схожие наименования. В случае отказа придётся заняться разработкой нового товарного знака. Исключения составляют те случаи, когда компания-правообладатель более трёх лет не использует свой товарный знак. Тогда регистрацию можно аннулировать.
В стремительно растущем цифровом мире подавляющее большинство крупных и средних предприятий имеют собственные интернет-сайты, которые являются их основной визитной карточкой. Но, несмотря на высокую значимость позиционирования себя в интернете, некоторые компании в процессе регистрации товарного знака забывают закрепить право также и на доменное имя, пологая, что ключевым является наименование и логотип. Чем это чревато? Если ваше доменное имя не имеет официальной регистрации в Роспатенте, то существует риск, что его может зарегистрировать на себя кто-то другой и вам придётся «перенести» свой сайт на другой домен, что может существенно навредить бизнесу, особенно в том случае, если он связан с прямыми продажами.
МКТУ – Международная классификация товаров и услуг используется для обозначения товаров и услуг, в сфере которых будет использоваться товарный знак. Например, если ваша компания занимается строительным бизнесом, вам необходимо выбрать услуги класса 37.
В данном случае существует две наиболее типичные ошибки:
1) Компания выбирает не все классы МКТУ, в которых работает. Например, компания занимается оказанием юридических и бухгалтерских услуг и при подаче заявки «забывает» о бухгалтерии. В данном случае действие её товарного знака не распространяется на эти услуги и она лишается права на подачу иска к конкурентам, работающим со схожим наименованием в этой сфере. Более того, если кто-то другой узаконит свой товарный знак для этого класса, иск о взыскании убытков за нарушение исключительного права может прилететь уже к ней.
2) Компания выбирает ненужные классы МКТУ и переплачивает за то, чем не пользуется и никогда не будет пользоваться.
Несмотря на банальность указанных ошибок, они очень часто становятся причиной того, что уже проверенный и одобренный Роспатентом товарный знак лишается права на регистрацию по причине того, что его владелец попросту пропустил срок оплаты государственной пошлины, который по закону составляет два месяца с момента направления решения о регистрации. Поэтому, если вы запустили работу с Роспатентом, советуем крайне щепетильно отнестись как к получению почтовой корреспонденции, так и к своевременному ответу на запросы Росреестра, а также своевременному выполнению предписанных им действий.
Согласно российскому законодателю, авторское право на изобретение принадлежит непосредственно его создателю-физическому лицу. Поэтому крайне важно, чтобы это физическое лицо, занимающееся разработкой вашего товарного знака, логотипа или слогана заключило со своим непосредственным заказчиком договор об отчуждении авторских прав, в противном случае впоследствии этот человек может оспорить вашу регистрацию, доказав, что он является непосредственным разработчиком вашего знака. Также в данной ситуации существует риск, что будут взысканы убытки за незаконное пользование товарным знаком, которые в отдельных случаях могут составить несколько миллионов. Обращаем внимание, что договор отчуждения авторского права необходимо заключить даже в том случае, если разработкой занимается ваш непосредственный работник и сторонние организации не привлекаются.
Заявление, подаваемое в Роспатент должно быть оформлено по строго установленному образцу, отступление от которого чревато его возвратом.
Если у Вас есть вопросы, связанные с регистрацией товарного знака или вам необходима эта услуга, обратитесь в Юридическую компанию ЭНСО, наши специалисты помогут Вам разобраться в ситуации.