17 сен 2024
Регистрация товарного знака является правом, а не обязанностью предпринимателей. Но если им своевременно не воспользоваться, вашему бизнесу может быть нанесен серьёзный урон. Читайте подробнее в нашем материале.
С юридической точки зрения товарный знак может включать в себя фирменное наименование, логотип, этикетку и даже доменное имя. В совокупности всё то, что позволяет идентифицировать ваши товары/услуги на рынке и отличать их от конкурентов.
Главная цель регистрации товарного знака – защита от недобросовестной конкуренции и контрафактной продукции, выпускаемой под обозначением, максимально сходным с вашим.
Если товарный знак компании зарегистрирован, и выяснилось, что кто-то нелегально использует это фирменное обозначение, вы имеете полное право обратиться в суд и взыскать с нарушителя ущерб, максимальный размер которого может достигать 5 млн. руб.
Если вы не хотите судиться с потенциальным конкурентом, можете заключить с ним лицензионный договор и предоставить ему легальное разрешение пользоваться вашим товарным знаком на возмездной основе на протяжении определённого временного периода, например, 3 года.
Если ваш товарный знак не зарегистрирован, у вас нет оснований что-либо взыскивать с конкурента, даже в том случае, если вы начали использовать данное наименование и логотип на 10 лет раньше. Более того, если вы своевременно не озаботились вопросом узаконения фирменного обозначения, конкуренты могут зарегистрировать его на себя, и тогда уже вам придётся платить им, либо полностью менять позиционирование своего бренда на рынке.
Еще одним немаловажным преимуществом регистрации товарного знака является возможность постановки его на баланс компании как нематериального актива, что позволяет значительно увеличить баланс предприятия, повышая привлекательность сотрудничества в глазах потенциальных партнёров. Кроме того, компания с хорошими активами имеет больше шансов на получение банковских кредитов.
Регистрация товарного знака также даёт возможность передать его в пользование по договору франшизы, а в некоторых случаях даже сэкономить на налогах.
Несмотря на все преимущества, некоторые предприниматели всё же не спешат регистрировать свои товарные знаки, продолжая ими пользоваться «просто так». Свою позицию они аргументируют тем, что регистрация товарного знака – дорогостоящий и сложный процесс.
Однако, на практике это совсем не так. В среднем процесс регистрации товарного знака занимает от 8 месяцев до 1,5 лет. В процессе регистрации необходимо будет два раза заплатить государственную пошлину: 14 200 рублей на первом этапе и 16 400 – на втором. Перед началом процесса регистрации необходимо удостовериться, что наименование и логотип, которые вы хотите использовать, не принадлежат уже кому-то другому. Проверку можно провести самостоятельно, через официальный сайт Роспатента – организации, которая занимается процессом регистрации.
Обращаем внимание, что бесплатный сервис учитывает только зарегистрированные заявки, а поданные ранее, но не прошедшие регистрацию – нет. Таким образом, если кто-то подал заявку на регистрацию аналогичного знака на месяц ранее, вы получите отказ. Вместе с тем, проверить товарный знак с учётом ранее поданных заявок можно на платной основе.
Процедуру регистрации также можно пройти в ускоренном режиме, примерно за 3-6 месяцев, но за дополнительную оплату.
Товарный знак регистрируется сроком на 10 лет и распространяет своё действие на территории Российской Федерации.
Если у вас есть вопросы по регистрации товарного знака или вы хотите воспользоваться этой услугой, обратитесь в юридическую компанию ЭНСО.