24 июн 2021
Госдума рассматривает два законопроекта о реформировании института банкротства. Проект № 1172553-7 затрагивает интересы юридических лиц, проект № 1162228-7 – граждан-должников с низким уровнем дохода (пенсионеров и малоимущих). Многое может измениться в работе арбитражных управляющих.
О главных нововведениях в закон о банкротстве № 214-ФЗ и возможных последствиях для должников, рассказал Управляющий партнер Юридической компании ЭНСО Алексей Головченко.
Законопроект предполагает изменение схемы банкротства юридического лица. Вместо наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления будет только реструктуризация. Ликвидация останется и будет вводиться, если в реструктуризации нет смысла или она не приведет к результату.
Цель инициатора реформы Минэкономразвития – сократить сроки и издержки процедуры банкротство юридических лиц, одновременно увеличив процент закрытых долгов перед кредиторами. Но будет ли банкротство короче по времени, а нововведения работать на практике так, как предполагают законотворцы? Разберемся в деталях.
Реструктуризация – это новое название реабилитации юридического лица в рамках банкротства. Если поправки одобрят, то вместо наблюдения и двух реабилитационных этапов банкротства юридического лица будет только реструктуризация сроком до 4 лет (с возможностью продления). Добросовестные должники смогут постепенно отдавать долги, рассчитывать на уступки (отсрочку, рассрочку, частичное прощение долга, дисконт) со стороны кредиторов.
Но кроме работы с задолженностью, план реструктуризации может предполагать различные варианты управления фирмой-должником. Например, права по назначению и прекращению полномочий директора могут передаваться антикризисному управляющему, собранию или комитету кредиторов.
Полномочия могут распределяться между руководством должника и кредиторами или передаваться полностью вновь выбранному органу (лицу). То есть фактически руководство должника может полностью потерять контроль над бизнесом и активами.
Составить план реструктуризации может как сам должник или антикризисный управляющий, так и любое заинтересованное лицо: конкурсный кредитор, учредитель, участник или представитель работников должника, органы власти и местного самоуправления. Предварительный план выносится на рассмотрение собранием кредиторов.
В каком порядке будет согласовываться и утверждаться план реструктуризации, если собрание кредиторов не пришло к единому решению, или должник не согласен с планом? Этот момент требует дополнительного обсуждения с Верховным судом, уполномоченными органами и бизнес-сообществом.
Например, Совет по кодификации считает, что в проекте нужно прописать возможность утверждения плана реструктуризации задолженности решением суда, а Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает обязательно согласовывать план реструктуризации с должником, даже если совет кредиторов одобрил его большинством голосов.
Теперь к вопросу о сроках банкротства юридического лица. Станет ли процедура короче по времени? Учитывая, что собрание кредиторов вправе принимать решение о продлении процедуры реструктуризации еще на 4 года, нет. На данный момент сколько процедур банкротства юридического лица, не считая конкурсного производства? Всего 3 процедуры: наблюдение (7 месяцев), финансовое оздоровление (2 года) и внешнее управление (1,5 года + полгода) занимают максимум 4-5 лет, а с учетом их низкой эффективности вовсе не вводятся или завершаются раньше срока.
Единственное, за счет чего предполагается, что банкротство юридических лиц в арбитражном процессе будет короче, это сокращение срока ликвидации. Если компанию изначально решат ликвидировать или должник не сможет рассчитаться с долгами согласно плану реструктуризации, ликвидацию планируют проводить в среднем за 9-12 месяцев. Это в 2 раза быстрее, чем сейчас.
Такое «ускорение», вероятно, будет достигаться за счет изменения самой процедуры торгов и более быстрой реализации имущества банкрота. В поправках предложили заменить торги на повышение цены англо-голландскими аукционами, когда в рамках одной сессии проводят торги на повышение с разворотом на понижение и обратно, а также допускать новых участников на торги уже в ходе их проведения.
Всех должников, включая компании, ИП и граждан, предлагается разделить на 3 группы по стоимости активов и уровню доходов: 1 группа со стоимостью активов не более 300 миллионов рублей и годовым доходом в пределах 800 миллионов рублей, 2 группа с доходами от 800 миллионов до 2 миллиардов рублей и 3 группа с доходами более 2 миллиардов рублей.
Для каждой группы должников будет свой «класс» и ценовая категория арбитражных управляющих. Стоимость услуг управляющего для первой категории должников будет 100 000 рублей, для второй 300 000 рублей, для третьей — 500 000 рублей.
Процедура назначения будет тоже другой. В заявлении о банкротстве юридического лица не будет указываться конкретное СРО управляющих. Планируется создание реестра, в котором будут все СРО и управляющие, а также балльная система оценки их работы. Чем больше баллы, тем выше стоимость услуг и шире возможности выбора процедур банкротства.
Выбор и назначение конкретного управляющего будет происходить следующим образом. Как только должник размещает в реестре банкротов сведения о возбуждении дела, запускается процедура выбора СРО. Любая организация, в составе которой есть управляющие, имеющие право участвовать в деле должника соответствующей группы, может направить предложение арбитражному суду.
Из нескольких СРО (не больше 5) будут выбирать одну в случайном порядке с использованием специальной программы. Если претендуют больше организаций, то выбирают все равно только из пяти тех, которые предложили больше баллов. Выбранная СРО уже самостоятельно предлагает кандидатуру арбитражного управляющего.
По словам депутата Госдумы Анатолия Аксакова, законопроект реализуется не для того, чтобы упростить и сократить по времени процесс банкротства юридического лица, а сделать процедуру более эффективной. По его словам: «Мы заинтересованы в сохранении бизнеса, чтобы он продолжал работать, а для этого лучше применять процедуры реабилитации», все делается исключительно на благо бизнеса.
Но более вероятно, что цель проекта – повысить процент удовлетворения требований кредиторов при банкротстве юридического лица. От нововведений выиграют именно кредиторы, получив возможность с самого начала банкротства управлять компанией должника и его активами.
О пользе для должников говорить преждевременно. Конкурсное производство при банкротстве юридического лица остается прежним, за исключением изменений, касающихся торгов, а реструктуризация может лишь затянуть процедуру банкротства.
Однако нововведения все еще на стадии рассмотрения и обсуждений. Законопроект будет дорабатываться с учетом мнений представителей власти, бизнеса, общественных объединений и т. д.
Следить за движением законопроекта можно на сайте «Система обеспечения законодательной деятельности».
Согласно законопроекту № 1162228-7, долги граждан-должников с низким уровнем дохода (пенсионеров и малоимущих) могут списать бесплатно, без суда, а главное с открытыми исполнительными производствами. Нужно просто подать заявление о банкротстве через МФЦ.
Доходы в пределах двойного прожиточного минимума в регионе, где проживает должник, хотят признать неприкосновенными. То есть их не смогут списывать в счет долга. Конечно, речь идет о гражданах без имущества, которое может быть реализовано в счет долга.
На данный момент процедура внесудебного банкротства граждан неэффективна, потому что заявить о банкротстве можно только если все исполнительные производства закрыты. Если приставы не идут навстречу, приходится ждать годами. А если человек получает даже минимальный доход (включая пособия, социальные выплаты), то о закрытии производств речь вообще не идет: списывают 50% с любого поступления на арестованный счет.
Есть мнения, что данный законопроект «пустышка» и пиар-ход перед парламентскими выборами. Но даже если это так, и закон не примут, подобная инициатива сама по себе привлечет внимание к проблеме крайне ограниченного доступа к внесудебному банкротству российских граждан.