11 окт 2021
Несовершенство законодательной базы является одной из наиболее острых проблем, стоящих на пути нормального развития и функционирования бизнес-среды в современной России. Действенным инструментом, позволяющим решить эту проблему является институт независимой антикоррупционной экспертизы.
Несмотря на то, что региональные законы об антикоррупционной экспертизе были приняты около 10 лет назад, на практике этот инструмент фактически не используются ни представителями бизнеса, ни гражданами, но по мнению экспертов, имеет огромный потенциал.
Антикоррупционная экспертиза включает в себя исследование нормативных правовых актов на предмет выявления норм, способствующих возникновению и развитию коррупции. В соответствие с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» к таким факторам относятся:
Нормативный правовой акт, подпадающий под данные критерии, в обязательном порядке должен быть направлен на доработку для приведения в соответствие с действующим законодательством. В случае, когда норма признается коррупциогенной по заключению прокуратуры, разработчики обязаны внести в НПА в кратчайшие сроки.
Антикоррупционную экспертизу могут проводить как государственные органы, так и независимые эксперты. К числу государственных органов, имеющих полномочия на проведение антикоррупционной экспертизы, относятся Минюст, Прокуратура, а также органы власти и организации, определенные региональными властями.
Независимую антикоррупционную экспертизу могут проводить граждане, имеющие высшее юридическое образование, стаж юридической работы более 5 лет и прошедшие специальную аккредитацию в Министерстве юстиции Российской Федерации. По мнению Управляющего партнера Юридической компании ЭНСО Алексея Головченко, институт антикоррупционной экспертизы как государственной, так и независимой, имеет немало пробелов и нуждается в доработке, но даже несмотря на это обладает немалым потенциалом.
Существенным минусом «государственной» антикоррупционной экспертизы является предоставленная региональным властям возможность самостоятельно определять орган власти, отвечающий за ее проведение. Зачастую в качестве экспертов выбираются не независимые министерства и ведомства, а именно те структуры, в недрах которых разрабатывался соответствующий нормативный акт, поэтому на объективную оценку НПА рассчитывать не приходится.
Инициатором антикоррупционной экспертизы может выступать не только государственный орган, но и независимый эксперт Минюста, в этом случае мы говорим о независимой антикоррупционной экспертизе. В отличии от заключения государственного органа, его заключение носит рекомендательный характер, но при правильно построенной работе на его основании можно добиться внесения изменений в нормативный правовой акт.
«Независимая антикоррупционная экспертиза является эффективным механизмом несмотря на то, что в региональном законодательстве размыто прописаны методы ее регулирования. Эксперт направляет свое заключение в профильное ведомство, которое в течении тридцати дней обязано дать ему мотивированный ответ. Если ответ не будет получен или эксперт сочтет его неудовлетворительным, он имеет преимущественное право направить соответствующее требование в Прокуратуру, которая обязана среагировать на него в течении 10 дней. Заключение, сделанное надзорным органом будет носить уже не рекомендательный, а обязывающий характер для органа власти. Если прокуратура согласится с выводами эксперта, то изменения в НПА все-таки придется вносить», -отмечает Алексей Головченко.
По его мнению, также не совсем понятно, как быть в случае противоречия независимой антикоррупционной экспертизой и экспертизы, проведенной государственным органом. На уровне регионального законодательства этот вопрос отрегулирован не до конца, и в настоящее время точку в нем может поставить только надзорный орган.
Нормативные акты, содержащие признаки коррупциогенности очень негативно сказываются на ведении бизнеса, приводят к росту чрезмерных и излишних затрат. По мнению Алексея Головченко, одна из причин, по которой институт независимой антикоррупционной экспертизы не получил широкого распространения — это неверие в него со стороны предпринимателей, а иногда просто отсутствие информации о такой возможности.
«К сожалению, ментальность наших предпринимателей такова, что им сложно поверить, что благодаря заключению какого-то эксперта можно поменять закон. Но практика показывает, что это не только можно, но и нужно делать. Не так давно в результате нашего обращения в органы прокуратуры, нормы одного из НПА, регулирующего охрану жизни людей на водоемах, были признаны коррупционными, было выдано предписание об их исключении.
Активизация работы в этом направлении поможет сделать регулирование более прозрачным, избавив бизнес от необходимости выполнять избыточные и трудновыполнимые нормы. Важно, чтобы за решением своих проблем предприниматели обращались к экспертам, имеющим профильный опыт», - подчеркивает Алексей Головченко.
По мнению эксперта, для того, чтобы независимая антикоррупционная экспертиза заработала в полную силу необходимо не только популяризовать этот инструмент в предпринимательской среде, но и принять модернизированную нормативную базу, в которой будет детально прописан механизм ее проведения.
Управляющий партнер ООО «Юридическая компания «ЭНСО», независимый эксперт, уполномоченный на проведение независимой антикоррупционной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации Алексей Головченко. Свидетельство № 2984 от 30.03.2018 г.