04 июл 2016
РЖД намерены поддержать российских грузоотправителей и производителей и снизить грузовой тариф, об этом ранее заявил президент РЖД Олег Белозеров, выступая в рамках Петербургского международного экономического форума. При этом конкретных намерений и цифр господин Белозеров называть не стал. ПРОВЭД решил поинтересоваться у участников рынка, чего именно они ждут от руководства нашей железной дороги. Выяснилось, что монополисту есть, куда развиваться, да вот способы развития снова могут профинансироваться не из кармана РЖД, а на бюджетные средства.
Алексей Головченко:
– Сегодня можно наблюдать катастрофическое падение железнодорожных перевозок. Всё – из-за диких тарифов, – говорит эксперт.– РЖД долго пытались лоббистскими методами выдавить конкурентов с рынка, ставя препоны автомобильным перевозкам. Например, запрет нагрузки на ось авто более 12 тонн – современные грузовики могут выдержать гораздо большую нагрузку на ось (20-25 тонн), поэтому возить по 12 тонн для них просто нерентабельно. Тем не менее, такие законодательные ограничения были введены. Ввод системы «Платон», очередное увеличение размера акцизов на дизтопливо – на 2 рубля с литра – во всех этих нововведениях, безусловно, ухудшающих жизнь автоперевозчиков, чувствуется сильный интересант. Но даже несмотря на эти действия, частные автоперевозки сегодня являются более эффективными, максимизация прибыли, а значит и их преимущество перед железнодорожными перевозками, здесь гораздо выше, – рассказывает Алексей Головченко.
По мнению эксперта, у обещания главы РЖД снизить грузовой тариф никакой альтруистической подоплеки по поддержанию российских производителей нет.
– Две крупнейшие компании-монополиста в РФ – РЖД и Газпром – являются наименее эффективными. Раздутые затраты, неадекватная система закупок, система менеджмента – и все это до недавнего времени покрывалось дикими тарифами. Но в изменившихся экономических условиях это стало невозможно. Поэтому тарифы снижать просто вынуждены. Другое дело, что снижение этих тарифов, безусловно, подано будет именно как мера по поддержке производителей. Не удивлюсь, если в ближайшем будущем это снижение будет оформлено как социальная программа, на субсидирование которой из бюджета будут «попрошены» немалые деньги. И, вуаля, РЖД за счет такой «поддержки» производителей покроет все те свои затраты, которые больше не может покрывать высокими тарифами, – резюмирует Головченко.
© ПРОВЭД------------------------------------------------------