26 мар 2018
ЕИС – это информационная база про все закупки России. На сайте находятся нормативные документы, условия, сроки и требования к исполнителям. После того, как документы опубликованы, то начинается отчет сроков по закупкам. На сайте есть информация про актуальные и запланированные закупки. Доступны данные о прошедших торгах и контрактах, которые заключили стороны.
Сервис предоставляет результаты аудитов надзорных органов про закупки в регионах и отраслях. Предприниматели могут оценить свои шансы и понять насколько прозрачно работают заказчики в интересующей сфере. Например, есть раздел с жалобами, которые подают участники торгов или контролирующие структуры. Можно ознакомиться с документами и понять, как себя вести, если есть подозрения на нечестное поведение заказчиков.
Площадкой пользуются заказчики и исполнители. Для заказчиков сервис служит, как портал отчетности. Здесь они размещают информацию о закупках, которые проводит их ведомство или компания. Потом размещают контракты, заключенные по итогам торгов.
Для поставщиков ЕИС предоставляет больше возможностей. Предприниматели обычно знают в каком направлении хотят работать. Поэтому они могут найти нужные компании и узнать о планах закупок. После чего могут подготовиться к торгам и подать заявку.
ЕИС интегрирована со всеми ведущими электронными торговыми площадками.
Руководитель отдела правового сопровождения государственных поставок компании «Форс – Центр разработки» Елена Скиба считает, что сегодня ЕИС практически полностью удовлетворяет запрос поставщиков, а сбои в работе, которые были прежде, исправлены: «Как пользователь-поставщик, мы пользуемся системой в целях получения интересующей нас информации о тендерах. Доступ к ней является бесплатным, независимо от количества просмотренных страниц или времени, проведенного на сайте. Кроме того, данные, содержащиеся в ЕИС, являются полными и достоверными, в связи с чем на сегодняшний день проблем, связанных с работой ЕИС, мы не видим».
В целом пользователи отмечают стабильную работу системы. ЕИС, как и любой другой интернет-сервис, не стоит на месте и постоянно развивается. В настоящий момент разрабатывается мобильное приложение, которое позволит постоянно мониторить информацию.
Член Экспертного Совета при Правительстве РФ Екатерина Баранникова считает большим плюсом, что подобная система вообще есть. В ней огромный массив данных, которые облегчают работу предпринимателей при закупках, а также это эффективный инструмент устранения коррупционной составляющей.
Однако у портала все-таки есть значимые проблемы, которые усложняет работу с сервисом. Управляющий партнер юридической компании «ЭНСО» и Президент Института развития и адаптации законодательства Алексей Головченко говорит, что ЕИС нужно скорее исправить критические моменты: «На данный момент мы наблюдаем несколько фундаментальных проблем в работе системы. ЕИС была создана, чтобы облегчить процесс закупок и сделать его прозрачнее, поэтому важным моментом является удобство в работе с интерфейсом системы. На текущий момент отсутствует возможность просмотра закупок, которые прошли более двух лет назад. Они уходят «в архив», а иногда эта информация необходима для полной картины «закупочной истории» той или иной компании. Также мы заметили, что информация в системе обновляется довольно медленно и не всегда удается отследить актуальную информацию по закупке. Например, подписание документа произошло, а в ЕИС эта информация отсутствует. Также нужно отметить недостаточную проработку системы поиска на сайте – фильтры для поиска настроены достаточно жестко и нетолерантны к ошибкам пользователей. Пропустив одну из отметок при поиске, можно не найти нужной информации вообще».
Часть пользователей отмечают, что в часы пик в будни система начинает работать медленнее из-за перегрузки сервиса. Больше всего нареканий вызывает юзабилити сервиса. Например, после клика на какой-нибудь пункт меню появляются все разделы, что путает пользователей и усложняет поиск нужной информации.
Екатерина Баранникова считает, что ЕИС нужно устранить технические проблемы, упростить навигацию и тогда сервис станет еще эффективнее.
Главное нововведение в сервисе сегодня – это внедрение Каталога товаров, работ и услуг, разработкой которого занимались Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство. Чиновники хотят привести позиции к единообразию. Например, если заказчику нужны строительные материалы для ремонта здания, то в каталоге они будут под единственно возможным названием. Это облегчит поиск для исполнителей, а «свои» компании не смогут выиграть торги на поставку товара с замысловатым названием.
Пока рано говорить, как каталог изменит работу системы. На данный момент он используется только в отношении лекарств, то есть большинство участников закупок его не тестировали. Но учитывая навигационные проблемы сервиса, предприниматели хотят, чтобы каталог учитывал в названиях поисковые запросы пользователей интернета.
Эксперты сходятся во мнении, что система должна быть максимально прозрачной и удобной, а также учитывать современные требования пользователей. Это скорость, доступность с любых устройств, интеграция со всеми дополнительными площадками и ресурсами.