03 май 2018
Мы видим, что правительство активно пытается усилить контроль над налогоплательщиками, чтобы увеличить поступление средств в бюджет.
Страховые взносы
1 января 2018 года вступает в силу приказ ФНС о внесении изменений в форму и порядок заполнения расчета по страховым взносам. Применять его начнут с предоставления расчета по страховым взносам за первый отчетный период 2018 года. Однако изменения не будут существенными, в новой форме расчета уточнены следующие показатели:
Повышение предельной величины базы увеличивает налоговую нагрузку в части возрастания страховых платежей для организации.
Льготы по налогу на прибыль
С января 2018 года будет расширен список организаций, которые смогут применять нулевую ставку по налогу на прибыль. Об этом свидетельствует Федеральный закон от 18.07.2017 № 168-ФЗ. К таким налогоплательщикам относятся компании, которые осуществляют туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа. Такое решение было принято в рамках программы по созданию благоприятных условий для развития туристско-рекреационной деятельности на территории Дальневосточного федерального округа. Однако период действия льготы ограничен: воспользоваться ею можно с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.
Льгота — это некая приманка, как мы уже видели на примере закона о страховых взносах, но она даст туристическому бизнесу возможность улучшить качество обслуживания, привлечь новых клиентов и направить денежные потоки на расширение бизнеса.
Еще в марте министр финансов Антон Силуанов предложил снизить размер отчислений в страховые фонды с 30% до 22%, но повысить ставку НДС с 18% до 22%. Однако Максим Топилин, глава Минтруда РФ, предположил, что такие изменения приведут к росту бедности населения. Сейчас есть вероятность, что от этого «налогового маневра» правительство откажется.
Снижение ставки страховых взносов косвенно влечет за собой увеличение оборотных средств компании и снижение себестоимости товаров, работ, услуг. С другой стороны, страховые взносы, как правило, входят в расходы в целях налогообложения по налогу на прибыль. И в этом случае расходы уменьшаются, увеличивая тем самым налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, что увеличивает налог к уплате в бюджет. Увеличение ставки налога на добавленную стоимость приведет к увеличению стоимости товаров, работ и услуг и это будет дополнительным налоговым бременем для всего населения РФ.
Реальность сделки
В 2017 году была введена новая ст. 54.1 НК РФ, которая направлена против использования агрессивных механизмов налоговой оптимизации, но она не раскрывает критериев реальности и специальных полномочий налоговых органов в связи с ее проверкой. Поэтому ФНС выразила свое видение ситуации в письме, которым должны руководствоваться при проверках налоговые инспекторы (Письмо ФНС РФ от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@). Здесь вопрос реальности сделки рассматривается с точки зрения недоначисления налогов, сборов и страховых взносов со стороны налогоплательщиков.
Налоговые инспекторы при проверке будут использовать и ранее применявшиеся методы: опросы, осмотры, сопоставление и т.д. При этом в письме сказано, что налоговый орган не должен использовать все эти методы, отдавая дань формальностям, четко понимать и анализировать целесообразность проведения каждого мероприятия налогового контроля.
Также в письме ФНС сказано, что налоговые органы должны опровергать реальность сделки, доказав, что обязательства по сделки выполнил не участник подписанного сторонами договора, а другое лицо. Использовать при этом налоговые органы могут следующие инструменты:
Закон напоминает сотрудникам ИФНС о том, что им стоит работать «без фанатизма». Не совсем понятно, почему налогоплательщики, ведя бизнес, создавая товары, строя здания и сооружения, оказывая услуги для государства и населения, декларируя свои доходы и расходы контролируемым органам и предоставляя по первому требованию всю необходимую документацию, уплачивая налоги в бюджет, должны доказывать реальность сделки. То есть у налогоплательщика, согласно нашему законодательству, отсутствует презумпция невиновности.
Профстандарты для бухгалтеров
Минтруд с 2018 года начинает требовать наличие высшего образования и обязует бороться с коррупцией. Это требование будет обязательным для тех организаций (открытые акционерные общества, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, бюджетные организации и т.д.), которые обязаны применять профстандарт на основании закона.
Сейчас главный бухгалтер вовлечен в систему внутреннего контроля по роду своей деятельности и сложившимся традициям. В условиях нового стандарта, такие обязанности работодатель может включить прямо в должностную инструкцию работника, в том числе и обязанности по выявлению фактов коррупции. Также проект вводит новые и более высокие должности для финансовых специалистов. Разработчики стандарта отмечают, что это необходимо, чтобы упорядочить многочисленные функции и обязанности главных бухгалтеров. Предполагается, что этот инструмент внесет ясность в отношения руководителя и главного бухгалтера: первый может на законном основании требовать от конкретного работника выполнения новых функций, а второй повышения оплаты труда.
В новом стандарте появляются 7-ой и 8-ой уровни квалификации. Например, требования к главному бухгалтеру 7-го уровня следующие: опыт на руководящей должности не менее 5 лет, знание стандартов МСФО и финансового анализа, знание трудового, бюджетного законодательства.
Проект Минтруда также меняет требования к бухгалтерам: если ранее у бухгалтера должен был быть опыт работы, то с 2018 года это условие не является обязательным. А вот если новичок спустя месяц попросит повышения, можете смело ссылаться на нововведения: повысить молодого специалиста теперь можно только через год.
Обязательность изменения должностных инструкции бухгалтерских работников, повышения их квалификации в связи с новым профстандартом вводится только для тех организаций, для которых его применение обязательно по закону. Для остальных предприятий новые правила носят рекомендательный характер и каждым работодателем должны внедряться при соблюдении норм трудового законодательства, не нарушая права действующих работников в подразделении бухгалтерского учета.
Уровень образования говорит о профессионализме бухгалтера, а это снижает риски для предприятия. Также изменение законодательства приведет к оптимизации трудозатрат на предприятии путем внедрения дополнительный навыков и умений — профессиональный бухгалтер должен постоянно следить за повышением своей квалификации. Однако эти плюсы актуальны только для крупных и средних компаний. Небольшие организации, где главным бухгалтером часто является сам генеральный директор, понесут дополнительные расходы:
Уголовный проступок
В Уголовный кодекс РФ внесены поправки, которые вводят такое понятие, как уголовный проступок, которое в свою очередь позволит сократить возможности давления силовиков на бизнесменов. Нововведение санкционирует избежать уголовной ответственности в случае со статьями небольшой и средней тяжести при условии возмещении виновным всего причиненного ущерба.
Мы рассчитываем, что в 2018 году наконец-то заработает закон о лоббизме.
В 2017 году он в очередной раз заходил в Госдуму, однако не дошел до второго чтения. Это связано с противодействием легальному лоббизму. Чиновники не хотят прозрачности данной сферы, поскольку это будет предполагать открытость всех контактов чиновников с лоббистами и предпринимателями, что приведет к определенным ограничениям. На сегодняшний день чиновники являются основной частью российской экономики, и их уровень влияния на бюджет велик: порядка 70% ВВП в России формируется через государственную модель (госкорпорации, госзакупки и т.д.).
Закон о лоббизме очень важен для экономики, но чиновники будут биться против него до последнего. Сейчас, в отсутствие данного закона, даже когда речь заходит о таких инструментах, как оценка регулирующего воздействия, некоторые чиновники все равно действуют в своих интересах, невзирая на интересы предпринимательского сообщества.
Необходима реформа судебной системы.
Ситуация с судебной системой в России катастрофическая. Огромное количество реальных историй с беспределом, например, налоговой службы или других госорганов. В таких ситуациях, если предприниматель обращается в суд для разрешения конфликта, то в 80% случаев суд априори становится на сторону государства. К сожалению, принцип состязательности сторон в спорах предпринимателей против государства нередко игнорируется. Шансов у предпринимателей в подобных ситуациях практически нет, и зачастую чиновники пользуются этим. Даже наш бизнес-омбудсмен Борис Титов говорит о необходимости реформы судебной системы. Наверное, президент уже должен дать обещание предпринимательскому сообществу, что суд будет справедливым. Без этого невозможно создание инвестиционной привлекательности.
Сервис «Прозрачный бизнес» – не первая подобная идея обобщения всей злачной информации о компаниях. Вопрос в том, кто же все-таки интересанты данного проекта? Что именно по факту хотят реализовать?
У нас в России всегда страдает имплементация. Много хороших идей, однако многие из них не работают по задуманному плану. Что уж говорить, если стратегии развития государства на деле не реализуются. Основная проблема в том, что за всеми этими идеями нет никакой ответственности. Когда нет жесткой модели KPI, когда сращиваются политические лозунги и экономические программы, идея не работает.
Реформа «22/22» продвигается законодательными органами как налоговый маневр, который не должен увеличить нагрузку компаний, а скорее даже наоборот. Основным аргументом с их стороны является то, что НДС поднимут только на 4%, в то время как взносы уменьшат на целых 8%. По нашему мнению, на практике будет совсем не так.
Компания платит НДС со всей добавленной стоимости, которую создает. В нее входят прибыль компании, заработная плата работников, приобретенные товары/услуги и прочие расходы, которые не содержат входного НДС. Логично, что база вырастет, особенно если добавить к этому сложности с вычетом входного НДС. В то же время добавленная стоимость в несколько раз больше, чем ФОТ работников, с которых считаются страховые взносы. Нагрузка компании в этом плане может снизиться, только если статья по оплате труда является для нее основной по объему расходов.
В противном случае компанию неизбежно ждет рост налоговой нагрузки. Ко всему прочему, страховые взносы уменьшают базу по налогу на прибыль, следовательно, снижение тарифа взносов автоматически приведет к росту налога на прибыль. Подобный налоговый маневр это в том числе удар по малому бизнесу, а именно по ИП и компаниям на УСН, так как фирмы с общей системой налогообложения даже при ставке в 18% не спешат заключать с ними договора, а ставка в 22% и вовсе может поставить под сомнения подобного рода взаимоотношения. В свою очередь это затронет ценовую политику на товары и услуги.
Мы предполагаем, что реформу все-таки введут в действие не ранее чем с 2019 года. Законопроект еще достаточно сырой и содержит много противоречий. Наши предложения по подготовке к этому: пересмотреть оплату труда топ-менеджеров до реального уровня, если вы используете данный маневр (начисление руководителю по льготным ставкам сверх лимита, с выплатой по факту другим сотрудникам), а также оптимизировать документооборот, сведя к минимуму потери вычетов входного НДС. Льготы по НДС Минфин планирует сохранить для нескольких отраслей экономики: сельское хозяйство, медицина, образование, финансовый сектор.
© Контур