29 сен 2015
29.09.2015 10:57 Бизнес Автор: Иван Руслянников
Елена Артюх, бизнес-омбудсмен Свердловской области
Автор фото: Даниэла Верцбергер. Источник: DK.RU
Законодательные инициативы в налоговой сфере в регионах рассматривать не будут. Бизнес-сообщество возмущено: это не позволит учесть мнение предпринимателей по актуальным для них вопросам.
Минэкономразвития России сообщило о том, что одобрен законопроект, касающийся проведения экспертизы ОРВ. Оценке регулирующего воздействия не подвергнутся бюджетные правоотношения, установление налогов и сборов, регулирование цен (тарифов).
Ключевыми целями проведения процедуры ОРВ можно назвать: расчет выгод и издержек субъектов предпринимательской деятельности, связанных как с оплатой прямо установленных регулированием платежей, так и с прочими организационными расходами. Во-вторых, ОРВ позволит оценить воздействие регулирования на деловой климат и инвестиционную привлекательность страны или региона, конкуренцию и структуру рынков. В-третьих, ОРВ поможет снизить риски, связанные с ведением нового регулирования и повысит доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.
Исключение из налоговой сферы ОРВ вызвало негодование у уполномоченного по защите прав предпринимателей Свердловской области Елены Артюх. По ее словам, в результате бизнес-сообщество будет лишено выражения своей точки зрения по налоговым документам, а это, в свою очередь, повлияет на качество нормативно-правовых актов.
«Есть риск, что впоследствии эти документы, которые не подвергнутся оценке регулирующего воздействия, сыграют против предпринимателей. А наша задача заключается в выстраивании дружественных отношений с властями и достижении компромисса в законотворчестве», — подчеркнула Елена Артюх
Работа над региональным законодательством в сфере розничной торговли алкоголем может служить одним из самых характерных примеров эффективного действия ОРВ. По словам Елены Артюх, от бизнес-сообщества в 2014 г. в аппарат омбудсмена поступило 38 обращений.
«Суть в том, что первый вариант нормативно-правового акта предусматривал достаточно жесткие ограничения прав производителей алкоголя и тех, кто в розницу продает эти виды товаров. Но в итоге закон вышел с существенными поправками, которые внесли бизнесмены. Таким образом, оценка регулирующего воздействия — хороший инструмент лоббирования интересов предпринимателей», — заключила Елена Артюх.
Говоря о текущих проблемах в области оценки регулирующего воздействия, бизнес-омбудсмензаметила, что сейчас сроки нахождения нормативно-правового акта на ОРВ слишком короткие (10 дней).
«Необходимо сделать так, чтобы министерства размещали проекты нормативно-правовых актов до того, как они будут внесены на публичные консультации. Кроме того, нужно создать практику активного взаимодействия: разработчик документа приходит к нам, и мы вместе бы попытались достичь согласия», — заявил руководитель комитета по ОРВ регионального отделения «Деловой России» Алексей Головченко.
По его словам, структура документа должна быть предельно ясной, насколько нормативный акт будет эффективен для бизнесменов, какую область охватит, как повлияет на деловой климат региона.
По словам министра экономики Свердловской области Дмитрия Ноженко, в ближайшее время будет запущен портал ОРВ, разработанный Минэкономразвития России.
«Использование портала позволит сделать процедуру ОРВ максимально понятной и прозрачной с отражением всех этапов и действий участников процесса. Кроме того, работа с порталом в режиме реального времени исключит временные затраты на переписку и согласование каких-либо материалов. Параллельно запущен федеральный информационный портал об оценке регулирующего воздействия orv.gov.ru, на котором расположен раздел Свердловской области. Здесь министерством экономики размещается вся актуальная информация о проведении ОРВ», — пояснил Ноженко.
Оценка регулирующего воздействия — это анализ проектов нормативно-правовых актов. Он проводится с целью выявить в них положения, которые приводят к излишним административным ограничениям и необоснованным расходам.
© DK.RU