Последний шанс для саморегулирования

15 авг 2016

СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (строительной деятельности) введено в России с 1 января 2009 года взамен строительных лицензий. Логика государства была следующая: снять с себя бремя ответственности и сделать этот рынок более самостоятельным и ответственным.

Однако развитие СРО в строительстве сопровождалось обвинениями в номинальности их деятельности и откровенной неэффективности. Эксперты призывали вернуться к системе лицензий.

В 2015 году представители государственной власти публично заявили, что саморегулирование не состоялось. Действующая система СРО создавала преграды малому бизнесу, риски дольщиков были велики, отсутствовал как таковой контроль за строительными организациями со стороны СРО. В связи с этим возникали идеи об упразднении этой системы.

В итоге в мае этого года Минстрой РФ и Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) договорились о том, что возвращения к лицензированию не будет, но законодательство о СРО нужно модернизировать в соответствии с требованиями рынка.

Год на реформирование

3 июля президент России Владимир Путин подписал принятый Госдумой в начале июля федеральный закон N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)". Он вступает в законную силу с 1 июля 2017 года, за исключением отдельных положений. Поправки существенно реформируют отраслевой институт.

В частности, скорректированы нормы, регулирующие прием в члены СРО. В соответствии с новым законом в СРО в обязательном порядке придется вступать генподрядчикам, выполняющим работы по госзаказу на сумму более 3 млн рублей. Для всех остальных застройщиков членство в СРО станет добровольным.

Отныне каждая СРО должна насчитывать не менее 100 компаний. Также предусматривается, что строительная фирма сможет вступать лишь в СРО того региона, где она непосредственно работает. В случае выхода из состава СРО компании смогут вступить в другое объединение не ранее чем через год. 

Членам СРО больше не придется получать допуски к строительным работам – само по себе членство в СРО станет таким допуском.

Для защиты рынка от недобросовестных игроков, помимо уже существующего компенсационного фонда, предусмотрено создание еще одного фонда – фонда договорных обязательств. Взнос в этот новый фонд составит от 400 тыс. до 25 млн рублей для каждой строительной фирмы в зависимости от объема ее работ. Это пополнит активы системы СРО еще на 250 млрд рублей. Эти деньги, так же как средства компенсационных фондов, сформированных за шесть лет саморегулирования (общий объем этих фондов оценивается в 80 млрд рублей), будут помещены на счета уполномоченных банков. Снимать оттуда деньги строители смогут только по решению суда.

Наконец, всем СРО (и существующим, и новым) придется пройти переаккредитацию в НОСТРОЙ, подтвердив свой статус и полномочия. Кто не пройдет – выбывает "из игры". Некоторые эксперты считают, что предложенные меры в течение двух ближайших лет позволят не только сохранить систему СРО, но и очистят ее от неблагонадежных игроков – коммерческих СРО, которые торгуют допусками, а также превратят в реально действующий и по-настоящему эффективный механизм саморегуляции.

 

"Как показывает мировой опыт, грамотно организованное саморегулирование – это эффективный механизм регуляции отношений между участниками рынка. Его видимая альтернатива – прямое госрегулирование через выдачу лицензий. Однако, во-первых, в РФ этот вариант уже был испробован и доказал свою неэффективность, поэтому если решим вернуться к нему – трудно будет отмыть эту систему от прошлого негатива и новых подозрений в коррупционности. А во-вторых, возвращение к лицензированию сегодня однозначно противоречит тому общему курсу, которое взяло государство, – снять с себя ответственность за регулирование бизнеса (оставив только надзор и сбор налогов). Так что я считаю, что для РФ сегодня альтернативы СРО как таковой и нет", – уверен управляющий партнер ГК ЭНСО, глава комитета по ОРВ генерального совета "Деловой России" Алексей Головченко.

  © Ъ-Санкт-Петербург

Вы можете поделиться материалом в социальных сетях.

Эти статьи могут вам понравиться

2003 - 2020 © Все права защищены