16 апр 2015
30 марта 2015 года внесены поправки в порядок регистрации изменений, касающихся юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Федеральным законом от 30 марта 2015 года № 67-ФЗ были внесены значительные поправки в порядок регистрации каких-либо изменений, касающихся юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Значительная часть поправок вступает в силу с 1 января 2016 года. А эти изменения носят серьёзный характер.
Во-первых, поправки касаются порядка регистрации изменений, касающихся перехода либо залога доли или части доли в уставном капитале общества. Так, если раньше заявителем выступало лицо, чья доля отчуждалась или являлась предметом залога, то теперь функция заявителя возлагается на нотариуса, удостоверяющего сделку. Заявление, подаваемое в налоговый орган для регистрации изменений такого характера, носит уведомительный характер. Подача заявления о внесении изменений в сведения об участнике, в части его доли, от имени нотариуса говорит лишь о том, что теперь не будет дробления обязанностей по сделке, а все действия будет совершать исключительно нотариус, удостоверяющий данную сделку.
Во-вторых, статья 9 будет дополнена пунктом, согласно которому по просьбе лица, выступающего заявителем, представление документов в налоговый орган может быть осуществлено нотариусом. Документы подаются в электронном виде, подписанные электронно-цифровой подписью нотариуса. Также, по просьбе заинтересованного лица, на основании установления равнозначности документов, указанные документы могут быть выданы нотариусом этому лицу. На наш взгляд, такое изменение позволит значительно снизить нагрузку на налоговый орган в части непосредственной подачи и "облегчит жизнь" налогоплательщикам: экономия времени, которое было бы потрачено на ожидание своей очереди для представления документов специалисту.
В-третьих, статья 9 также будет дополнена пунктом, детализирующим порядок проверки налоговым органом достоверности сведений, включаемых или подлежащих включению в реестр. Так, налоговый орган будет осуществлять проверку представленных сведений путем изучения документов и сведений, в том числе возражений заинтересованных лиц (смотри ниже); получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Главное, на что следует обратить внимание - в случае, если регистрирующий орган располагает основаниями для проведения проверки достоверности сведений, он вправе приостановить процесс государственной регистрации до дня окончания проверки, но не более, чем на один месяц. Возникает вопрос, а не будет ли этот налоговый орган пользоваться указанным правом "направо и налево", в отношении неугодных ему лиц? Безусловно, в части правового регулирования такое изменение носит только положительный характер – повышение прозрачности всего процесса регистрации, ограничение доступа лиц, преследующих незаконные цели, к реестрам и праву осуществления деятельности и тому подобное. Однако на практике может сложиться такая ситуация, когда регистрация даже незначительных изменений будет затягиваться и блокироваться. Например, процедура смены директора юридического лица может затянуться на месяц или два, пока налоговый орган будет проверять, путем направления запросов, реальны ли вообще участвующие лица и само юридическое лицо.
В-четвертых, появится возможность предоставлять возражения на регистрацию каких-либо изменений. Так, заинтересованное лицо будет вправе направить письменное возражение относительно предстоящих изменений. При этом, в зависимости от способа представления возражения будет зависеть порядок его удостоверения – нотариально или нет. Также, в случае установления недостоверности сведений, в реестр будет вноситься запись об этом. Поправки такого характера, в первую очередь, играют на руку при оформлении взаимоотношений с контрагентами – значительно облегчат всю процедуру проверки второй стороны.
В-пятых, можно обозначить отдельным блоком изменения, касающиеся места нахождения юридического лица. Процедура смены адреса местонахождения юридического лица будет делиться на 2 этапа:
1. принятие решения об изменении места нахождения, регистрация сведений об этом в реестре (пп. з.2) п. 7 ст. 7.1; п. 6 ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации").
2. государственная регистрация изменения места нахождения.
В какой форме необходимо будет предоставлять решение об изменении места нахождения, какие будут обязательные реквизиты этого документа, будут ли предъявляться дополнительные требования, как будет осуществляться вся эта процедура – пока неизвестно. Ждем разъяснения уполномоченных органов по этому вопросу. № 67-ФЗ говорит нам лишь о том, какие документы необходимо предоставлять при регистрации решения об изменении места нахождения: документы, подтверждающие право действовать от имени юридического лица и документы, подтверждающие право пользования в отношении объекта недвижимости или его части, в отношении которого и будет проходить регистрация.
Стоит отметить, что сейчас статья 17 ФЗ "О государственной регистрации" закрепляет исчерпывающий перечень документов, предоставляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Среди указанных документов не перечислено предоставление гарантийного письма или договора аренды. Однако налоговые органы зачастую требуют предоставление указанных документов. Судебная практика по этому вопросу складывается неоднозначно: зачастую суды в первых двух инстанциях признают требования налоговых органов правомерными, но в кассации решения нижестоящих судов часто отменяются со ссылкой на то, что регистрирующий орган не вправе требовать иных документов, чем те, которые предусмотрены статьей.
Теперь же требование о подтверждении адреса будет прямо закреплено в ФЗ, что исключит споры по этому вопросу.
Относительно второго этапа процедуры смены местонахождения юридического лица закон говорит следующее: документы для регистрации изменения места нахождения не могут быть предоставлены в регистрирующий орган до истечения 20 дней с момента внесения записи о том, что юридическое лицо приняло решение о смене места нахождения.
В-шестых, небольшие изменения в части ликвидации. В редакции ФЗ "О государственной регистрации ЮЛ и ИП", действовавшей до принятия № 67-ФЗ, было закреплено, что уведомление о начале процедуры ликвидации подается участниками или органом, принявшим решение о ликвидации. На практике возникало много вопросов, может ли ликвидатор подавать вышеуказанное уведомление. Письмом ФНС от 31 января 2014 г. № СА-4-14/1645 разъяснено, что при представлении в регистрирующий орган уведомления по форме р15001 в связи с принятием решения о ликвидации и формированием ликвидационной комиссии или назначением ликвидатора, заявителями выступают ликвидатор или руководитель ликвидационной комиссии. То есть раньше возможно было путем подачи одного документа соответственно регистрировать 2 действия – и начало ликвидации, и формирование ликвидационной комиссии/назначение ликвидатора.
Однако сейчас ФЗ детализирует процедуру и в статье 20 выделяет несколько подэтапов: подача сообщения – также участниками либо органом, принявшим решение о ликвидации. Затем идет абзац про опубликование в Вестнике государственной регистрации. Далее отдельным пунктом выделено, что сообщение о формировании ликвидационной комиссии/назначении ликвидатора подает руководитель ликвидационной комиссии/ликвидатор. Возникает вопрос: чем обусловлена такая поправка? То есть, сейчас нельзя будет одним уведомлением одновременно и начать ликвидацию, и сформировать комиссию? И, соответственно, участники общества не смогут выступать заявителями, если захотят только сформировать комиссию? Думаем, что при возникновении вопросов на практике, ФНС будет вынуждена дать пояснения и по этому вопросу.
Процесс реформирования действующего законодательства идет полным ходом. Усиление контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, путем ужесточения различных требований к порядку осуществления их деятельности, говорит о попытке приблизиться к европейским стандартам, как то – электронный документооборот между контролирующими органами и лицами, осуществляющими те или иные юридические действия. Безусловно, изменения такого характера, о которых говорилось выше – огромный плюс, как для хозяйствующих субъектов, так и для практикующих юристов. Однако работа по новым правилам потребует, на наш взгляд, переходного периода – значительная часть изменений нуждается в разъяснениях и комментариях контролирующих органов.