01 июн 2015
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Сегодня, 1 июня 2015 г., появились новые для законодательства виды документов: рамочный договор, или договор с открытыми условиями, и абонентский договор. Очередной — восьмой по счету — блок поправок в Гражданский кодекс РФ был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным в начале марта. В новой редакции ГК РФ установлено, что определенные обязанности сторон договора возникают раньше его официального оформления. Так что отныне отношения между клиентом и исполнителем отрегулированы не только в момент заключения договора и в процессе исполнения обязательства, но и при проведении предварительных переговоров и даже после окончания договора. Важно, что на протяжении всего этого времени стороны обязаны действовать добросовестно — для закрепления этого правила ст. 307 ГК РФ дополняется соответствующим п. 3.
Закрепление указанных видов договоров стало результатом многолетней правоприменительной практики, в результате которой и возникла необходимость в конструкции этих договоров, их детализации и их юридического «узаконивания».
Смысл рамочного договора, то есть договора с открытыми условиями, состоит в том, что стороны договариваются об общих условиях обязательственных взаимоотношений между собой. При этом если они захотят их конкретизировать или уточнить, то сделать это можно будет путем заключения отдельных видов договоров, которые будут направлены именно на достижение этой цели.
Такая конструкция представляется наиболее интересной для компаний, которые связаны между собой несколькими видами договоров. Подписание рамочного договора позволит сократить время согласования условий конкретизирующих договоров, поскольку в его положениях будут уже урегулированы основные юридические моменты, и конкретизирующие договоры станут меньше по объему, это позволит сосредоточиться на экономической стороне сделки и её специфических условиях.
Также законодатель закрепил конструкцию абонентского договора, или договора с исполнением по требованию. По данному договору одна сторона (абонент) вносит периодические платежи или иное представление за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения, предусмотренного договором. При этом абонент будет обязан вносить платежи независимо от того, будет ли им предъявлено требование об исполнении договора или нет.
Екатерина Беляева, юрист коммерческой практики юридической компании «ЭНСО»: «Мы считаем, что указанный договор в первую очередь отвечает интересам непосредственно исполнителя, поскольку у абонента отсутствует возможность предъявлять претензии и требовать возврата своих денежных средств в случае неиспользования того, что будет предусмотрено договором».
Таким образом, несмотря на теоретическое закрепление данных конструкций договоров, вопрос их практической реализации пока остается открытым. Безусловно, потребуется накопление судебной практики по спорам, связанным с этими договорам, могут возникнуть проблемы при доказывании.