29 Июня 2016

ГУПы и МУПы будут проводить закупки по нормам 44-ФЗ

ГУПы и МУПы будут проводить закупки по нормам 44-ФЗ ГосДума РФ одобрила в третьем чтении законопроект Минэкономразвития, который подразумевает распространение норм закона о контрактной системе на закупки унитарных предприятий. Поправки вступят в силу с 1 января 2017 года. Что изменится в жизни унитарных предприятий с принятием этого закона и как эти изменения повлияют на бизнес в целом? Ситуацию комментирует управляющий партнер ГК "ЭНСО" Алексей Головченко.

Перевод ГУПов и МУПов на контрактную систему госзакупок – это логичное продолжение процесса, начатого еще несколько лет назад. Вступивший в силу в 2014 г. закон о федеральной контрактной системе (44-ФЗ) изначально предполагал постепенный переход к ФКС. Процесс как раз и должен завершиться в 2017 г., когда все ГУПы и МУПы тоже будут должны перейти на контрактную систему.

Данная инициатива имеет благую цель - повысить эффективность расходования средств. прозрачность процесса и уровень конкуренции на торгах. ГУПы и МУПы больше не смогут самостоятельно устанавливать процедуру выбора поставщика, а также злоупотреблять нормами 223-ФЗ, в частности, положениями ст.3, позволяющими организациям устанавливать в своих положениях о закупках иные способы закупки. Вследствие чего распространенной является практика применения низкоконкурентных и неконкурентных способов закупок, "замаскированных" закупок у единственного поставщика. Прекратит свое действие и схема субсидирования МУПов их муниципалитетами.  

Алексей Головченко: "Будем говорить честно - некоторые нормы законов давали возможность использовать МУПы для распила бюджетных средств. Так, например. п.5 ч.2 ст. 55 закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусматривал возможность заключения заказчиком контракта с единственным подрядчиком\исполнителем. Такое право предоставлялось заказчику в случае возникновения у него "потребности в работах и услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, или подведомственными государственными учреждениями, унитарными предприятиями, полномочия которых устанавливаются нормативно-правовыми актами РФ и субъекта РФ".

Т.е. МУПы на самом деле выступали единственным подрядчиком (исполнителем) для своего города или субъекта РФ. И выполнение определенного вида работ власти могли заказать только этим конкретным предприятиям, которые зачастую и создавались исключительно с целью выполнения одного этого конкретного вида работ\оказания услуг. А дальше все просто. 

Создавался МУП или ГУП, который для выполнения своего вида работ осуществлял закупки всего необходимого (материалов, услуг и пр.). Закупки проходили на условиях аукциона, то есть за минимально возможные суммы. А вот муниципалитету или субъекту РФ конечная услуга или товар продавалась, наоборот, по завышенной цене – подрядчик же единственно возможный, никакой конкуренции и выбора. В итоге получалась прекрасная лазейка для «распила» соответствующего бюджета.

Масштабы этой деятельности не могут не впечатлять, особенно если учесть, что в России действует более 12 тысяч унитарных предприятий. Общая стоимость заключенных ими договоров, например, в 2015 году, составила 1,5 трлн. рублей. 

Распространение закона «О контрактной системе» на закупки ГУПов и МУПов как раз и призвано порушить все подобные схемы и перекрыть корупционерам источник «распила» бюджетов всех уровней, поскольку сегодня экономика страны не в том положении, чтобы и дальше можно было бы безболезненно продолжать закрывать глаза на подобное  «неэффективное» расходование бюджетных средств.

Тот факт, что Правительство реагирует на экономическую ситуацию не только увеличением налогов, но и закрывает законодательные лазейки для утечки денег из бюджета, не может не радовать. Однако теперь надо еще и не перегнуть, и, закручивая гайки, суметь не уничтожить ГУПы и МУПы, которые в силу ограничений, налагаемых на них их организационно-правовой формой, изначально менее конкурентоспособны, чем АО или ООО.  

Так, сами представители унитарных предприятий прогнозируют массовое банкротство МУПов и ГУПов после января 2017 г., когда поправки вступят в силу.

И вопрос здесь в следующем. Обсуждая поправки в 44-ФЗ, чиновники говорят о том, что с его помощью будет осуществлено совершенствование механизма госзакупок и создана здоровая конкурентная среда, когда каждый отвечающий требованиям заказчика игрок сможет принять участие в выполнении госзаказа. 

Однако, если говорить о создании здоровой конкуренции на рынке госзакупок, то здесь все не так однозначно. Формально главная цель закона о федеральной контрактной системе – «удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах надлежащего качества», а качественные товары, работы, услуги априори не могут быть самыми дешевыми. Но основным критерием для отбора победителя в торгах остается наиболее низкая цена.  И действительно, главная цель для организатора закупки – снижение собственных издержек. Коллизия целей здесь налицо - повысить конкурентоспособность компаний и качество товаров, работ. услуг, если при этом главный критерий отбора - низкая цена - невозможно. И если не будет найден способ устранить это противоречие,  итог будет плачевным – вместо повышения качества товаров, работ, услуг и повышения уровня конкурентоспособности мы действительно получим много унитарных предприятий-банкротов, которые в своей возможности снижать цену (а значит, и выигрывать торги) более ограничены, чем другие компании. 


Авторы:  Алексей Головченко

Возврат к списку