СРО в строительстве: мы будем жить теперь по-новому!

26 июл 2016

Президент России Владимир Путин подписал пакет поправок в законодательство, который существенно реформирует деятельность строительных СРО. Большинство из этих поправок вступят в силу через год, 1 июля 2017 года. О том что именно изменилось для СРО и к каким последствиям приведут эти изменения - комментарий управляющего партнера ГК "ЭНСО" Алексея Головченко.

СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (строительной деятельности) введено в России с 1 января 2009 года взамен строительных лицензий. Логика государства была проста – снять с себя бремя ответственности и сделать этот рынок более самостоятельным и ответственным.

Однако развитие СРО в строительстве сопровождалось обвинениями в номинальности их деятельности и откровенной неэффективности. Эксперты призывали вернуться к системе лицензий.

В итоге в мае этого года Минстрой РФ и Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) договорились о том, что возвращения к лицензированию не будет, но законодательство о СРО нужно модернизировать в соответствии с требованиями рынка, буквально заставив СРО стать не только работающим, но работающим эффективно инструментом.

Буквально на днях Президент России Владимир Путин подписал принятый Госдумой в начале июля федеральный закон № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)». Он вступает в законную силу с 1 июля 2017 года, за исключением отдельных положений.

Поправки существенно реформируют отраслевой институт.

В частности, скорректированы нормы, регулирующие прием в члены СРО. В соответствии с новым законом, в СРО в обязательном порядке придется вступать генподрядчикам, выполняющим работы по госзаказу на сумму более 3 млн. рублей. Для всех остальных застройщиков членство в СРО станет добровольным.

Отныне каждая СРО должна насчитывать не менее 100 компаний. Также предусматривается, что строительная фирма сможет вступать лишь в СРО того региона, где она непосредственно работает. В случае выхода из состава СРО, компании смогут вступить в другое объединение не ранее чем через год.

Членам СРО больше не придется получать допуски к строительным работам – само по себе членство в СРО станет таким допуском.

Для защиты рынка от недобросовестных игроков помимо уже существующего компенсационного фонда предусмотрено создание еще одного фонда - фонда договорных обязательств. Взнос в этот новый фонд составит от 400 тыс. до 25 млн. рублей для каждой строительной фирмы в зависимости от объема ее работ. Это пополнит активы системы СРО еще на 250 млрд рублей. Эти деньги, так же как средства компенсационных фондов, сформированных за 6 лет саморегулирования (общий объем этих фондов оценивается в 80 млрд рублей), будут помещены на счета уполномоченных банков. Снимать оттуда деньги строители смогут только по решению суда.

Наконец, всем СРО (и существующим, и новым) придется пройти переаккредитацию в НОСТРОЕ, подтвердив свой статус и полномочия. Кто не пройдет – выбывает из «игры». Законодатели считают, что предложенные меры в течение двух ближайших лет позволят не только сохранить систему СРО, но и очистят ее от неблагонадежных игроков – коммерческих СРО, которые торгуют допусками, а также превратят в реально действующий и по-настоящему эффективный механизм саморегуляции.

***

Как оценить эти законодательные инициативы? Как показывает мировой опыт, грамотно организованное саморегулирование – это эффективный механизм регуляции отношений между участниками рынка. Его видимая альтернатива – прямое госрегулирование через выдачу лицензий. Однако, во-первых, в РФ этот вариант уже был испробован и доказал свою неэффективность, поэтому если решим вернуться к нему – трудно будет отмыть эту систему от прошлого негатива и новых подозрений в коррупции. А во-вторых, возвращение к лицензированию сегодня однозначно противоречит тому общему курсу, которое взяло государство – снять с себя ответственность за регулирование бизнеса (оставив только надзор и сбор налогов). Так что я считаю, что для РФ сегодня альтернативы СРО как таковой и нет.

Уверен, рынок продолжит развиваться в сторону профессионализации и ответственности всех участников. Кому попало вход на этот рынок перекроют.  Статус СРО будет повышаться, и одновременно будет усиливаться ответственность - как экономическая (нести экономические риски за свой недосмотр), так и организационная (за нарушение – лишение статуса).

С одной стороны, курс на «закручивание гаек» и глобальную чистку рынка СРО (аналогичную историю мы сейчас видим в банковской сфере) можно только приветствовать – повышается прозрачность деятельности профобъединений. В конечном итоге это работает на повышение безопасности и качества проектно-строительных, инженерно-изыскательских работ и строительства в целом.

Еще один плюс – новый закон предусматривает возможность предварительно отсечь недобросовестных застройщиков еще на стадии допуска к участию в тендерах, аукционах и, в первую очередь, госзаказах, что, несомненно, также оздоровит ситуацию. И это, безусловно, ключевая цель реформирования - чтобы государственные деньги не утекали через стройку в никуда.

Раньше в стройиндустрии нередки были ситуации, когда «левые» застройщики заходили в аукцион и выигрывали его за счет самой низкой цены. А потом начиналась игра – за заявленные деньги априори построить было невозможно, поэтому все застревало на стадии котлована, из генподрячика начинали вымогать дополнительное финансирование. Генподрядчик оказывался в безвыходной ситуации, один на один с недобросовестным застройщиком и был вынужден искать эти дополнительные деньги, чтобы продолжить стройку.

Новый закон ужесточает ответственность СРО за каждого аккредитованного им участника, делая СРО с одной стороны – основным фильтром на входе в строительный рынок, а с другой стороны – перераспределяя и на него ответственность за действия допущенного застройщика. Отвечать придется прежде всего рублем – совокупным финансовым фондом, для этого в законе и увеличен размер компенсационных фондов – чтобы деньги были реально ощутимые. И головой –  вплоть до дисквалификации.

Особо следует отметить еще одну из последних законодательных инициатив – введение в Уголовный кодекс РФ специального состава преступлений – мошенничество, связанное с неисполнением договорных обязательств. По этой статье правоохранительные органы получают возможность привлекать к уголовной ответственности не только руководителей строительных компаний, но и функционеров СРО - за пособничество.

В таких условиях руководство СРО двести раз подумает, прежде чем просто «поторговать допуском» и недобросовестного участника пустить через себя на рынок.

С другой стороны, с введением новых фондов и взносов усиливается финансовая нагрузка на предприятия стройиндустрии. С учетом нестабильной экономической ситуации государство стремится подстраховаться во всех смыслах от всяческих форс-мажорных ситуаций и выплат, поэтому и возникают идеи о создании компенсационных фондов и страховании строительных рисков. Это понятно. Но проблема в том, что бизнес сегодня истощен и найти эти дополнительные деньги для тех, кто собирается добросовестно работать на строительном рынке, будет проблемно.

 

Подводя итог, в целом, реформы в отношении строительных СРО можно оценить как положительные. Вырисовывается хороший законодательный базис. Осталось только создать хорошую экономическую подоплеку для того, чтоб все это стало реально возможно для строителей. 

 

Вы можете поделиться материалом в социальных сетях.

Задать вопрос

Эти статьи могут вам понравиться

2003 - 2022 © Все права защищены