12 май 2015
Дачной амнистией в народе называют закон об упрощении процедуры регистрации прав на землю, попросту говоря, закона о приватизации участка. Этот закон значительно упрощает процедуру приватизации, позволяя гражданам без лишней бюрократической волокиты получить свидетельство о праве собственности на земельный участок. Несмотря на то, что программа по приватизации действует в стране не один десяток лет, многие граждане до сих пор не знают о процедуре приватизации участка, с чего начать и куда необходимо обратиться за помощью. О том, какие сроки законодатели определили для приватизации дачного участка, какие документы необходимо подготовить для регистрации земли — эта статья.
О сроках программы по приватизации
Приватизация участка, сроки которой уже неоднократно продлевались, в упрощенном порядке возможна до 1 марта 2018 года. Необходимость продления программы объясняется тем, что до сих пор, по данным Росреестра, более 1/3 всех садовых участков остаются не зарегистрированными, при том что дачная амнистия доступна с 2006 года. Надо отдельно отметить, что эта дата касается владельцев индивидуальных земельных участков, не относящихся к садовым товариществам и кооперативам.
Следует иметь в виду, что дачникам определен еще один срок — 31 декабря 2020 года. До этой даты члены дачных, огороднических, садоводческих товариществ и кооперативов могут оформить бесплатно приватизацию участка, подав в местный орган самоуправления необходимые документы.
О процедуре приватизации индивидуальных участков
Законодательством предусмотрены три варианта развития процедуры по приватизации садовых участков:
1. Для оформления прав на землю потребуется документ, удостоверяющий право владения земельным участком, который нужно приватизировать.
2. В случае если правоустанавливающий документ утерян, его придется восстановить, обратившись в органы местного самоуправления.
3. Если документа, фиксирующего право обладания землей, нет и никогда не было — участок придется выкупать у государства или у муниципалитета. В этом случае стоимость приватизации участка будет достаточно высокой, обусловленной кадастровой стоимостью земли.
Какие документы нужны для приватизации участка? В качестве правоустанавливающих документов могут выступать:
• акт передачи земли, выданный соответствующим органом, подтверждающий право бессрочного пользования землей;
• свидетельство о праве бессрочного пользования либо пожизненно наследуемого имущества;
• документ, подтверждающий конкретное право владения земельным участком;
• выписка из хозяйственной книги, подтверждающая право ведения подсобного хозяйства на участке земли.
С чего начать приватизацию дачного участка? Вместе с любым из этих документов подается заявление о приватизации в территориальный орган Росреестра, в ведении которого находится земля. Следует иметь в виду, что с 2007 года законодатели отменили необходимость межевания земли для уточнения границ земельного участка, а потому эта процедура не является обязательной. Тем не менее, межевание позволит избежать возможных споров с соседями, владельцами общественных и коммерческих строений, а также с муниципальными органами. Для того, чтобы документально зафиксировать границы своего участка, необходимо подать соответствующее заявление в кадастровую палату. По новым законам получать подписи соседей не нужно, этим вопросом будет заниматься кадастровый инженер.
После подготовки и подачи всех документов в Росреестр процедура приватизации дачного земельного участка будет завершена, останется лишь получить свидетельство о подтверждении прав собственности.
О процедуре приватизации участков в садовых сообществах
Для приватизации участка в СНТ потребуется подготовить следующие документы:
• заявление о приватизации садового участка;
• описание расположения участка и его площади;
• удостоверение, подтверждающее вхождение в садовое товарищество;
• справка от правления кооператива/товарищества, подтверждающая все сведения, обозначенные заявителем.
При всем этом порядок приватизации участка не совсем прост. Специалисты практики «Земля. Недвижимость» юридической компании «ЭНСО» помогут вам собрать необходимый комплект документов, подать его в местные территориальные органы Росреестра, а затем получить свидетельство о владении садовым участком.