11 мар 2016
«Возвращение единого социального налога (ЕСН) – пожалуй, одна из самых обсуждаемых на сегодняшний день налоговых инициатив. И хотя никаких конкретных решений чиновники пока не озвучили, бизнес-сообщество уже близко к состоянию паники: только привыкли к страховым взносам в соцстрах, «пенсионку» и ФОМС, как снова все меняется. Но доводы против ЕСН больше напоминают традиционный для всех реформ страх перед неизвестным. Аргументы «за» кажутся достаточно убедительными. Надо разбираться.
Напомню, единый социальный налог в России платили до 2010 г. Ставка ЕСН была прогрессивно-регрессивной: чем больше объем налоговой базы, тем выше фиксированная часть налога и меньше – процентная. Регрессивная шкала состояла из трех ступеней: годовая зарплата до 280 тыс. рублей облагалась по ставке 26%; от 280 тыс. рублей до 600 тыс. рублей - 10% плюс фиксированная прогрессивная часть 72,8 тыс. рублей; свыше 600 тыс. рублей - 2% плюс 104,8 тыс. рублей.
Фактически ЕСН аккумулировал средства, которые затем в соответствии с принятым регламентом распределялись на реализацию прав граждан. Так, с минимальной ставки в 26% в федеральный бюджет зачислялось 6%, на пенсионное обеспечение – 14%, на социальное – 2,9%, в территориальные и федеральный фонды медицинского страхования по 2% и 1,1% соответственно.
Но в 2010 г. ЕСН упразднили, заменив его страховыми взносами в три внебюджетных фонда – Пенсионный, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Стоит заметить, что и тогда противников у отмены ЕСН было достаточно. Существует даже мнение, что эта инициатива была навязана профильным ведомствам - Минфину и Минрегионразвития. Во всяком случае Алексей Кудрин, занимавший тогда пост главы Министерства финансов, не раз высказывался о несвоевременности принятого решения.
Так что уже через год после отмены ЕСН стали появляться разговоры о его возможной реанимации. Тогда – в 2011 г. – аналитики отмечали, что переход к страховым взносам негативно сказывается на администрировании платежей. Обязанностей у бизнеса стало больше, проверяющих, соответственно, тоже. Однако, объем поступлений отставал от роста заработных плат. И вся эта критика проходила на фоне стремительного роста ставки социальных платежей: в 2011 г. суммарный объем взносов во внебюджетные фонды составлял 34%, в 2012 г. под влиянием недовольного бизнеса ставка была снижена до 30%.
С тех пор вопрос о целесообразности разделения социальных платежей по внебюджетным фондам периодически появлялся на повестке дня. Наконец, в середине марта прошлого года Минфину и Минэкономразвития было поручено разработать проект создания на базе Федеральной налоговой службы единого фискального органа, который бы отвечал за сбор всех социальных взносов. Так что появившиеся в СМИ в начале этого года предположения о возврате к ЕСН – закономерное развитие давно сложившейся тенденции. И прежде чем давать какие-либо оценки, нужно понимать логику принятия этого решения.
Налоговые инициативы в правительстве обсуждаются в рамках разработки антикризисных мер. Приравняв страховые взносы к налогу и передав функцию по администрированию этого вопроса налоговикам, чиновники надеются повысить собираемость всех социальных сборов. Действительно, с этой обязанностью фискалы, обладая опытом и методиками, могут справиться, как никто другой. И вообще, идея консолидировать все жизненно важные для государства финансовые потоки в одном ведомстве вполне логична. При этом о полной ликвидации внебюджетных фондов речи не идет: за ними останется обязанность по управлению системой персонифицированного учета граждан. Проще говоря: кто, когда и в каком размере должен получить социальные выплаты – эти вопросы останутся за фондами.
Для бизнеса, как уверяют законотворцы, изменения будут носить, скорее, технический характер: сейчас страховые взносы распределяются по трем фондам, а в случае принятия налоговых инициатив платеж будет единым. Об увеличении ставок речи не идет. Наоборот: если в начале года говорилось о сохранении ставки единого налога на уровне нынешних 30%, то сегодня не исключается даже понижение ставки до 26-28%.
И потом – можно рассчитывать, что передача права собирать все налоги и взносы одному ведомству сократит число проверок и проверяющих. Налоговики собирают – им и контролировать в рамках одной проверки.
Так или иначе, пока инициатива возврата ЕСН проходит лишь стадию обсуждения. В конце февраля Минфин направил в Правительство РФ «Концепцию изменения законодательства о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды». По планам ведомства, конкретные поправки должны быть разработаны и представлены Госдуме не позднее 1 мая 2016 г. и вступить в силу с 1 января 2017 г.
Так что обсуждать стоит не саму возможность возврата к ЕСН, а то, как это будет реализовано: насколько учтены будут интересы бизнеса, как будет решен вопрос с накопительной пенсией и отчетностью по фондам. Хотели как лучше – это очевидно. Важно, чтобы не получилось как всегда».
Статья подготовлена руководителем направления "Бухгалтерский учет и налоговое планирование" ГК ЭНСО Мариной Головченко.
Узнать больше о том, как еще можно упростить сдачу отчетность в Фонды