6 Апреля 2015

История развития института ОРВ

История развития института ОРВ

Институт оценки регулирующего воздействия (Regulatoryimpactanalysis) зародился в западных странах в 80-х годах XX века как процедура, позволяющая формировать законодательство, отвечающее потребностям общества. На сегодняшний день ОРВ активно применяется в таких государствах, как США, Великобритания, Канада, Австралия, Корея, Мексика, Венгрия, Швеция.     

Практика этих стран доказала, что институт оценки регулирующего воздействия выполняет поставленные перед ним задачи: он борется с неэффективными законами, добавляет прозрачности законодательному процессу и повышает ответственность чиновников.   

В Российской Федерации процедура оценки регулирующего воздействия появилась в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 15 мая 2010 г. № 336. Данный акт установил правило: проекты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которыми регулируются отношения в области организации государственного контроля, в области установления обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области оценки соответствия и в области безопасности процессов производства, подлежат направлению в Министерство экономического развития Российской Федерации на заключение об оценке регулирующего воздействия. Минэк выявляет положения, вводящие избыточные административные ограничения и обязанности для предпринимателей, а также положения, способствующих возникновению необоснованных расходов предпринимателей.

Развитие института ОРВ связывается с такими актами, как:

  • Распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1021-р. Данное распоряжение  утвердило Концепцию снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы.  Среди одной из целей Концепции названа борьба с коррупцией, которая сама по себе невозможна без введения института оценки регулирующего воздействия.
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 сентября 2012 г. № 623 (на данный момент утратил силу) утвердил  методические рекомендации по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов»  закрепил следующие сроки введения процедуры ОРВ в регионах и муниципальных образованиях:
на уровне субъекта — с 1 января 2014 года,
на уровне городских округов, являющихся административными центрами субъектов РФ, — с 1 января 2015 года;
на уровне муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения — с 1 января 2016 года,
на уровне иных муниципальных образований — с 1 января 2017 года.

  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 26 марта 2014 г. № 159 утвердил новую редакцию методических рекомендаций по организации и проведению ОРВ.
  • Постановление Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83 «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»  утвердило правила проведения оценки фактического воздействия.
Начиная с 2011 года Свердловская область является «пилотным» субъектом Российской Федерации и участвует в оценке регулирующего воздействия проектов федеральных правовых актов.

В сентябре 2012 года Правительством Среднего Урал подписано соглашение о сотрудничестве с Министерством экономического развития России при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, целью которого является взаимодействие по вопросам, связанным с созданием и развитием в Свердловской области института ОРВ.
 
В Свердловской области институт оценки регулирующего воздействия внедрен с 1 января 2013 года

На настоящий момент оценка регулирующего воздействия Свердловской области проводится на основании:

  • Закона Свердловской области от 14.07.2014 № 74-ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Свердловской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов Свердловской области и муниципальных нормативных правовых актов» (принят Законодательным собранием Свердловской области 08.07.2014); 
  • Постановления  Правительства Свердловской области от 26.11.2014 года № 1051-ПП «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Свердловской области и экспертизы нормативных правовых актов Свердловской области». 

В Свердловской области органом, уполномоченным на проведение публичных консультаций по обсуждаемым проектам нормативных актов, является Министерство экономики Свердловской области.


Возврат к списку