Оценка регулирующего воздействия

14 дек 2020

Далеко не всем юристам, бизнесменам, экономистам знаком термин «Оценка регулирующего воздействия», или ОРВ. А между тем это действенный механизм принятия работающих, не декларативных, «экономических» законов, действенный способ снижения давления на бизнес.

Так что же такое «оценка регулирующего воздействия» и для каких целей она служит?

Сущность и понятие ОРВ - анализ назревших или возможных проблемных ситуаций, для разрешения и регулирования которых проводится разработка и принятие нормативных правовых актов (НПА). На основании полученного анализа разрабатываются способы достижения поставленной цели с учетом как позитивных, так и негативных факторов.

Правовая основа для ОРВ заложена в Федеральном законодательстве, предусматривающем обязательное проведение ОРВ проектов НПА, которые вводят новые или изменяют уже существующие обязанности для предпринимателей и инвесторов, а также видоизменяют или отменяют существующую ответственность указанных субъектов. Участие в проведение оценки регулирующего воздействия - право бизнеса, но для власти это обязанность!

Исключение составляют НПА, которые регулируют налоговые, бюджетные правоотношения, государственное регулирование цен и тарифов, когда они устанавливаются в рамках федеральных законов, а также работа в условиях чрезвычайных ситуаций на период действия таких режимов. По ним процедура ОРВ не проводится.

Проведение оценки регулирующего воздействия осуществляется для выявления и исключения из проектов нормативных правовых актов тех положений, которые могут создать чрезмерные риски, расходы и нормы для предпринимателей и инвесторов. К таким положениям могут быть отнесены требования, скажем, получения разрешения без исчерпывающего перечня необходимых документов или без наложения обязанности выдачи мотивированного отказа.

Министерством изданы методические рекомендации по организации и проведению проектом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актом субъектов Российской Федерации (Приказ от 26.03.2014 г. № 159).

Согласно Методическим рекомендациям Министерства экономического развития России, при проведении процедуры оценки регулирующего воздействия должен осуществляться выбор из предлагаемых вариантов регулирования, сопоставление качественных и количественных показателей, прогноз возможности наступления негативного результата и его предполагаемого влияния на сферу общественных отношений.

Порядок проведения оценки регулирующего воздействия

1. Размещение уведомления о разработке нормативного правового акта - идет обсуждение самой концепции перед началом разработки самого НПА.

2. Проект НПА выкладывается на официальном портале оценки регулирующего воздействия, на портале муниципального образования либо субъекта Федерации. Некоторые субъекты Федерации сами создают свой портал, другие используют федеральный, создавая своё «Окошко».

Так в Курганской области информация о проведении ОРВ размещается на сайте Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли, в Свердловской области так и называется «Интернет-портал «Оценка регулирующего воздействия в Свердловской области», которое создано на базе Федерального портала. Однако ОРВ города Екатеринбурга размещается на городском портале.

В паспорте проекта НПА должны быть указаны:

  • название проекта,
  • уникальный номер,
  • департамент,
  • ответственный за его разработку,
  • срок, в течение которого должны поступить замечания и предложения. Сроки исчисляются рабочими днями. Но обычно ставят конечную дату внесения предложений.
  • перечень вопросов или сфера влияния, которая будет заложена в разрабатываемый документ.

3. В итоге появляется продукт после согласования с представителями бизнес-сообщества каких-то ключевых моментов: возражений, предложений, и т.д.

Степени регулирующего воздействия

  • Высокая - в отношении проектов НПА, которые вводят новые обязанности и ответственность для бизнеса.
  • Средняя - в отношении проектов НПА, которые изменяют ранее предусмотренные обязанность и ответственность для участников предпринимательской и инвестиционной деятельности.
  • Низкая степень предусматривает отмену ранее существующих обязанности и ответственности.

Основные постулаты при проведении оценки регулирующего воздействия:

  • Объективный анализ обоснованности способа с момента разработки;
  • Анализ косвенного воздействия на сопричастные отношения;
  • Количественное сопоставление предполагаемых результатов;
  • Свободный доступ заинтересованных лиц с правом высказывания своего мнения;
  • Разделение функций участников процедуры ОРВ;
  • Обязательность составления заключений всех трех степеней.

Заключение ОРВ

Оно составляется уполномоченным (по ОРВ) или профильным (разработчиком) органами должен содержать информацию о том, имеют ли место в проекте НПА нормы, которые обладают признаками коррупциогенности:

  • наличие избыточных обязанностей;
  • необоснованные запреты и ограничения;
  • излишние расходы, которые должны будут нести участники экономических правоотношений;
  • обоснованность решения проблемы.

В первую очередь при проведении процедуры оценки регулирующего воздействия внимание обращается на:

  • проблему, на решение которой направлено регулирование;
  • количественный и качественный состав адресатов предполагаемого регулирования;
  • объективность;
  • возможность реализации указанной цели;
  • возможность последующего мониторинга;
  • соотношение доходов и расходов, связанное с введением предлагаемого правового регулирования;
  • риски регулирования;
  • показатели эффективности регулирования.

ОРВ в России

Одно из наиболее часто встречающихся нарушений ОРВ - издание НПА без учета предложений и замечаний, поступивших от заинтересованных лиц, то есть от непосредственных пользователей регулирования: предпринимателей, инвесторов. Что как раз и чревато появлением норм, содержащих признаки коррупциогенности. И как результат — бизнес не сможет функционировать при принятых нормах. На сегодня, к сожалению, зачастую представителям бизнеса при принятии регулирования отводится роль статиста. Все его замечания и предложения испаряются, не оставив никаких следов.  

Оспорить нарушения можно как путем направления жалобы в органы прокуратуры, так и через суд. Но в обоих случаях это долгоиграющие процессы.

В Свердловской области действенным участием Деловой России создан один из самых действенных механизмов проведения оценки регулирующего воздействия. Объявления о начале проведения разработки и сами проекты НПА размещаются заблаговременно. Все предложения и замечания, а также реакцию профильного органа можно отследить в Интернете на страницах портала ОРВ или специализированного портала конкретного субъекта РФ. Однако это не говорит о том, что НПА принимаются всегда с теми поправками, которые были внесены бизнес-сообществом. Тем не менее, разработчики и заинтересованные стороны вынуждены садиться за круглый стол для переговоров, обсуждений. Сейчас идет работа для получения более эффективных результатов. Существует четкий механизм согласительных процедур, вплоть до участия курирующего зам губернатора области.

Оценка регулирующего воздействия должна повсеместно стать элементом нормотворчества, но не рядом с ним. Эффективное ОРВ оказывает колоссальное влияние на нормотворчество в целом.

Вы можете поделиться материалом в социальных сетях.

Есть вопросы? Свяжитесь с нами

Эти статьи могут вам понравиться

2003 - 2021 © Все права защищены