Кадастровый паспорт: что это, для чего он нужен и как его оформить

13 апр 2015

Оформление земельного участка в кадастр недвижимости и получение кадастрового паспорта — это обязательная с 2015 года процедура для всех собственников земли. Только при наличии кадастрового паспорта владельцы могут осуществлять со своими участками различные сделки — сдавать внаем, продавать, дарить, оформлять в наследство и совершать остальные законные сделки. В случае отсутствия земельного надела в кадастре, на участке запрещается возводить строительные объекты, прокладывать инженерные коммуникации и телекоммуникационные сети. Смысл земельного кадастра и учета состоит в том, что таким способом подтверждается наличие конкретного земельного участка, его границы, расположение, размер. Все данные участка фиксируются в специальном государственном реестре. 

Когда нужно ставить землю на кадастровый учет

Подытоживая вышесказанное, можно заключить, что земельный кадастр — это система сведений о правовом, хозяйственном и природном положении земель. Госреестр позволяет получить необходимую информацию о землях государству, бизнесу и населению, а также контролировать состояние земельного фонда в стране и вести учет земельных участков. Процедуру кадастрового учета осуществляет специальная служба регистрации кадастра — Федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии. Алгоритм действий по внесению в кадастр недвижимости будет зависеть от типа земли, состояния документов на нее и от характера строений на участке. Здесь возможны две ситуации: 

1. Если право собственности на землю было оформлено до 2001 года. 

В первом случае законодательство не предусматривало ведение кадастрового плана, а потому не было проведено межевание участка и не были определены его границы. Здесь не обязательно производить кадастровый учет участков, однако при последующей продаже земли могут возникнуть проблемы. В частности, из-за отсутствия четких границ участка в государственном кадастре будет значиться, что сведения о параметрах земельного участка являются приблизительными и подлежат уточнению. Эта характеристика будет прописана и в кадастровом паспорте участка после его регистрации в кадастровой палате. А в случае продажи участка или использования его в качестве залога при ипотеке такое определение будет отпугивать риэлторов, кредиторов и покупателей. Чтобы избежать возможных проблем с эксплуатацией участка, специалисты рекомендуют провести его межевание, то есть определение и фиксацию границ надела. Работы по межеванию оказывают коммерческие организации, специализирующиеся на юридических и земельных вопросах. 

2. Если право собственности на землю было оформлено после 2001 года. 

Второй вариант актуален в том случае, если документы о праве собственности на участок оформлялось после 2001 года. В этом случае надел уже поставлен на кадастровый учет земельных участков и имеет четко-обозначенные границы, а потому не требует проведения межевания и получения кадастрового паспорта. Единственное, что потребуется от покупателя — это оформить на участок право собственности. Оформление прав на участок в этом случае является стандартной процедурой, требующей стандартного пакета документов: 

• копия паспорта покупателя и продавца участка; 
• свидетельство, подтверждающее право собственности на землю; 
• свидетельство о заключении брака (актуально в том случае, если покупатель находится в законном браке); 
• справка из Единого реестра прав собственности на недвижимое имущество о правах на строения, находящиеся на приобретаемом участке; 
• документы об оформлении кадастра на земельный участок ; 
• документ, подтверждающие право приобретения земельного участка в бессрочное пользование. 
Вместе с заявлением весь пакет документов подается в Федеральную регистрационную палату. 

Процедура получения кадастрового паспорта

Подать заявление о постановке участка на кадастровый учет может как собственник земли, так и его представитель или другие заинтересованные лица. Осуществление процедуры по внесению данных в государственный земельный кадастр происходит путем предоставления в полномочный орган следующих документов: 
• заявление о необходимости постановки надела на кадастровый учет, оформленное по форме №529 Минэкономразвития; 
• документ, подтверждающий личность заявителя, его представителей или заинтересованных лиц; 
• план межевания представленного земельного участка; 
• документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя. 

Порядок ведения кадастра недвижимости в зависимости от обстоятельств может потребовать дополнительных документов для постановки участка на кадастровый учет. Так, например, в случае, если участок земли был образован в результате объединения или раздела земельных наделов, заявителю, желающему внести земельный надел в кадастр земельных участков, потребуется предоставить в согласие всех собственников на объединение наделов. В случае же, если образованный участок земли сдается внаем, при его регистрации потребуется предоставить письменное согласие арендаторов, залогодержателей, землепользователей и землевладельцев тех участков земли, которые требуется зарегистрировать. 

Все необходимые документы для внесения объекта в кадастр объектов недвижимости заявитель подает в кадастровый орган самолично или через своего представителя. Также можно отправить документы заказным письмом либо по электронное почте. При этом в случае отправки заявления и документов заказным письмом, подлинность подписи заявители должна быть засвидетельствована нотариально, а в случае отправки электронного письма заявление необходимо заверить зарегистрированной цифровой подписью заявителя. После получения и рассмотрения документов служащие кадастрового органа должны выдать заявителю расписку о получении документов и их принятии. 

Решение о внесении земли в земельный кадастр недвижимости выдается в течении 20 дней после подачи заявления. Результаты проверки заносятся в специальный протокол, который может содержать: 
• Решение о постановке надела на кадастровый учет. 
• Решение о приостановке кадастрового учета для заявленного надела. 
• Решение об отказе в выдаче кадастрового паспорта. 

Согласно действующего законодательства после внесения данных в государственный кадастр земельных участков владелец земли обязан зарегистрировать свои права на него. В противном случае через два года все данные, внесенные в Единый реестр, аннулируют и произведут снятие участка с кадастрового учета.

 

Вы можете поделиться материалом в социальных сетях.

Задать вопрос

Эти статьи могут вам понравиться

2003 - 2024 © Все права защищены