Логистические цепочки в условиях санкций: на что обратить внимание импортерам и экспортерам

24 май 2022

Ограничение транспортного сообщения с Россией, санкции, а также сложности с морскими контейнерными перевозками крайне негативно сказались на системе логистических цепочек, следовательно, поставили под угрозу жизненно важные поставки из-за рубежа, а также существенно ограничили возможности российских экспортеров. Но не смотря на возникшие сложности, российские предприниматели не унывают и ищут выходы из сложившейся ситуации.

К числу основных проблем, с которыми столкнулись российские экспортеры и импортеры в условиях санкций относятся:

  • Остановка доставки грузов крупнейшими морскими перевозчиками в российские порты Санкт-Петербурга, Новороссийска, Владивостока и Находки.
  • Нехватка контейнеров для перевозки, как следствие – удорожание их стоимости.
  • Приостановка деятельности крупнейшими грузовыми авиакомпаниями России.
  • Отказ некоторых зарубежных компаний напрямую сотрудничать с российскими предпринимателями, либо проводить платежи в российские банки.
  • Резкое колебание валютных курсов.

В связи с невозможностью прямой доставки многие предприниматели обратили внимание на возможность транзитных поставок через третьи страны. Для поставки из Европы используются такие страны, как Казахстан, Турция и ОАЭ. Поставки в регион Юго-Восточной Азии осуществляются через Китай и Казахстан. Доставлять продукцию в Китай можно по железной дороге из Забайкальска в Суньчжоу. По мнению экспертов, в ближайшее время цены на этом направлении могут вырасти, однако, в нынешней турбулентной ситуации это не должно сильно отпугнуть предпринимателей.

В настоящее время одними из самых надежных остаются автомобильные и железнодорожные перевозки, которые можно комбинировать с другими видами транспорта.

Доступными являются следующие маршруты:

  • Прямая доставка автомобильным транспортом ЕС до места назначения.
  • Доставка автомобильным транспортом ЕС до территории Белоруссии, далее передача российскому перевозчику и доставка в Россию.
  • Доставка морским транспортом до порта в Турции, оттуда доставка автомобильным транспортом в Россию.
  • Доставка автомобильным/железнодорожным транспортом из Казахстана.
  • Доставка по железной дороге, далее передача автоперевозчику.

Ожидается, что в ближайшее время обретет популярность транспортный коридор «Север-Юг», протяженностью от Санкт-Петербурга до Мумбаи и отрывающий доступ с страны Южной Азии и Персидского залива. Альтернативой доставки товаров через Прибалтику и Польшу будет коридор Европа-Турция-Азербайджан-Дагестан.

Еще одной немаловажной проблемой, с которой сталкиваются предприниматели, занимающиеся импортом и экспортом, является отказ контрагентов, чаще всего из стран ЕС, напрямую участвовать в сделке с российскими компаниями. В связи с чем многие предприниматели начали использовать для заключения контрактов посреднические компании в третьих странах, а некоторые решили сами создать такие компании.

Если вы задумываетесь об открытии компании в зарубежной юрисдикции, в первую очередь обратите внимание на следующие параметры:

  • Стоимость и простота открытия юридического лица для граждан России, возможность удаленной работы, возможность российских граждан быть учредителем и директором ЮЛ.
  • Размер налоговых ставок, существующих в данном государстве, примерный расчет налогов, которые придется уплачивать.
  • Размер таможенных пошлин, которые необходимо будет уплачивать при поставке товаров в Россию.

Также можно рассмотреть схему, когда сторонняя посредническая компания сама будет закупать товар у поставщика за определенное вознаграждение, а затем продавать его покупателю из России.

Нередко возникают ситуации, когда зарубежная компания не возражает против реализации контракта с российским контрагентом, но по тем или иным причинам не может отправить платеж в банк. В этом случае необходимо заключить дополнительное соглашение к контракту, предусматривающее оплату товара через посредника.

Еще одна проблема, которая является актуальной для импортеров – это колебание валютных курсов. Особенно это актуально в тех условиях, когда существуют риски удорожания стоимости иностранной валюты. В этой ситуации может помочь процедура предварительного таможенного декларирования. Вы можете подать декларацию заранее, в тот момент, когда валютный курс будет наиболее приемлемым, что поможет вам застраховать себя от его роста. Если произойдет снижение курса – вы можете отозвать предварительную декларацию и таможенные платежи вернутся вам обратно на расчетный счет. Из минусов – будет удержан таможенный сбор. Его размер может составить примерно от 1000 до 30000 рублей, в зависимости от стоимости груза.

Если у вас есть вопросы по организации доставки грузов или иные вопросы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, обращайтесь в нашу компанию. Эксперты Юридической компании ЭНСО, специализирующиеся в области ВЭД, помогут Вам разобраться.

Вы можете поделиться материалом в социальных сетях.

Задать вопрос

Эти статьи могут вам понравиться

2003 - 2024 © Все права защищены