Наем работника ИП

22 май 2019

 

Вопрос клиента

Я индивидуальный предприниматель, открываю магазин одежды. Подскажите, как оформить наемного работника – продавца. Что для этого нужно?

Ответ юристов ЭНСО

Правовая природа индивидуального предпринимателя (далее ИП) своеобразна: с одной стороны, он является участником предпринимательской деятельности, цель которой – получение дохода, с другой – физическое лицо, обладающее гражданскими правами. Правовой статус определен в ст. 23 ГК РФ.

У ИП есть право осуществлять любую деятельность в рамках действующего законодательства. Он как участник бизнеса, обязан совершать обязательные  платежи.

ИП, как и любой другой хозяйствующий субъект, вправе привлекать рабочую силу со стороны. Ни в гражданском, ни в трудовом кодексе нет прямого указания на максимальный численный состав штата наёмных сотрудников, т.е. хотите нанять одного – нанимайте, хотите 1000 -  пожалуйста. Но не так всё просто. Обратим свой взор к налоговому кодексу. 

Системы налогообложения и численность штата сотрудников ИП        

П.15 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ гласит о том, что организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек не вправе использовать упрощенную систему налогообложения, дающую ряд льгот.

В соответствии ст. 346.43 Налогового кодекса РФ патентной системой налогообложения могут воспользоваться предприниматели, кто нанял не более 15 наемных работников.            

Налоговые взносы и отчисления: гражданско-правовой и трудовой договор

Взносы и отчисления ИП за работника частично будут зависеть от вида договора: гражданско – правовой (ГПД) или трудовой (ТД).

 

 

ГПД

ТД

ФСС

1. от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если прописано в договоре- 0,2%

1. по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 2,9%

 2. от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,2%

ФФОМС

5,1%

5,1%

ПФ

22%

22%

ФНС (НДФЛ)

13%

13%


Регистрация ИП как работодателя в Налоговой инспекции

В настоящее время процедура регистрации ИП в качестве работодателя в налоговой инспекции происходит автоматически. Как только начинается отчисление страховых взносов, данные поступают налоговикам. С 2017 года не предусмотрен заявительный характер регистрации индивидуальных предпринимателей - работодателей. (Письмо ФНС России от 31.01.2017 N БС-4-11/1628@ «По вопросу регистрации индивидуальных предпринимателей, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»).

Регистрация ИП как работодателя в Фонде социального страхования  

В ФСС регистрация обязательна, если между ИП и гражданином заключен трудовой договор, гражданско – правовой или авторского заказа. Для прохождения процедуры регистрации следует подать заявление в отделение ФСС в течение 1 календарного месяца с момента заключения договора.

К заявлению прилагаются следующие документы в копиях:  

  • Удостоверение личности ИП
  • Трудовая книжка или трудовой договор;
  • Гражданско-правовой договор или договор авторского заказа, если в договоре предусмотрено страхование по травматизму или проф.заболеванию.

В трёхдневный срок с момента получения документов ФСС должен присвоить регистрационный номер ИП и код подчиненности, а также внести в реестр страхователей, о чём направляется уведомление предпринимателю. За несвоевременную подачу документов предусмотрен штраф.

Кроме того, предприниматель – работодатель должен регулярно сдавать отчеты в налоговую службу, в пенсионный фонд, и, конечно же, в фонд социального страхования. 

В Федеральную налоговую службу ИП-работодатель сдает 4 отчета

  • Сведения о среднесписочной численности работников (СЧР) подаются раз в год в январе следующего года за предыдущий период.
  • 2-НДФЛ сдаётся один раз год в первом квартале следующем за расчетным, за каждого штатного сотрудника отдельно. Содержит суммарные сведения о полученных работником доходах и предоставленных ему налоговых вычетах и удержаниях за предыдущий год.
  • 6-НДФЛ сдаётся ежеквартально по всем сотрудникам в целом. Ее следует подавать в первый месяц следующего квартала.
  • Расчет страховых взносов. Надо отметить, что взносы платятся не в ПФР, а в налоговую инспекцию, за исключением взносов от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Эти взносы уплачиваются в ФСС. Расчет подается ежеквартально в течение первого месяца следующего квартала. 

В Пенсионный фонд ИП-работодатель сдает 2 отчёта

  • Раз в год подаются сведения о страховом стаже. Сделать это надо в первый квартал года следующего за отчетным.
  • Отчет СЗВ-М, который следует сдавать ежемесячно, в первой половине следующего месяца. Отчет - списочный состав наемных работников (не зависимо от того, трудовой или гражданско – правовой договор был заключен) с указанием ИНН и СНИЛС.

Один отчёт подается в Фонд социального страхования. Подается он ежеквартально, но только за тех сотрудников, по которым идут взносы по несчастным случаям, т.е. это все те, кто работает по ТК и частично по ГПД, где прописана обязательность перечисления таких взносов работодателем. 

Важно

Если Вы решите, что официальное содержание наёмного сотрудника Вам обходится слишком дорого, предупреждаем: неофициальное трудоустройство может обойтись еще дороже. Вам вменят не только то, что Вы должны были уплатить, но также дополнительные штрафы и пени.

За нарушение сроков сдачи отчетности, предоставление некорректных отчетов и недостоверных сведений так же предусмотрены штрафы.

Разобраться в ведении бухгалтерской и налоговой отчетности практически невозможно без бухгалтерского образования – неизбежны ошибки, а значит, проблемы с ФНС. Вы рискуете потратить уйму времени, изучая правильное оформление документов, и пропустить сроки их подачи. 

Заключите договор на абонентское бухгалтерское обслуживание ЭНСО

Вы сэкономите за счет отсутствия необходимости:

  • платить заработную плату штатному бухгалтеру
  • оборудовать рабочее место бухгалтера
  • оплачивать регулярное повышение его квалификации
  • устанавливать, обновлять специальное программное обеспечение, оплачивать абонентскую плату за его использование
  • выплачивать обязательные платежи за штатного бухгалтера 

Вы получите:

  • качественное ведение и восстановление учета (включая налоговый)
  • подготовку и сдачу отчетности
  • эффективное взаимодействие с налоговыми органами
  • полезные правовые консультации в ходе налоговых проверок
  • представление интересов в контролирующих органах
  • тщательная проверка корректности договоров, актов, счетов.

Клиенты выбирают ЭНСО

  • Соответствуем высоким стандартам бухгалтерских услуг – решаем сложные задачи клиента
  • 15 лет на рынке - богатый опыт сложных и нестандартных проблем клиента
  • Более 1000 успешных проектов – высокий процент эффективности

Ответим на вопросы

Звоните по тел. +7 (343) 384-87-33

Пишите на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Или оставьте заявку на обратный звонок форме ниже

Вы можете поделиться материалом в социальных сетях.

Задать вопрос

Эти статьи могут вам понравиться

2003 - 2024 © Все права защищены