23 Марта 2015

Преобразование как форма реорганизации юридического лица

Преобразование как форма реорганизации юридического лицаСреди пяти форм реорганизации юридических лиц одной из наиболее "привлекательных" на сегодняшний день выступает такая форма реорганизации, как преобразование. В чем заключаются её преимущества? Во-первых, с сентября 2014 года вступили в силу изменения в Гражданский кодекс РФ в части регулирования юридических лиц. Согласно этим изменениям, были упразднены некоторые организационно-правовые формы, такие, например, как общество с дополнительной ответственностью и закрытое акционерное общество. При этом, была закреплена обязанность акционерных обществ передавать ведение реестра акционеров лицензированному регистратору, за чье обслуживание, конечно же, необходимо платить.

Одним из вариантов решения проблемы является преобразование из акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, то есть – осуществление реорганизации.

Данная форма реорганизации юридического лица сегодня значительно отличается от остальных форм: новое лицо не создается, права и обязанности не изменяются, процедура реорганизации значительно упрощена введением в действие новой редакции Гражданского Кодекса.

До внесения изменений преобразование как форма реорганизации определялась как форма, при которой права и обязанности юридического лица прежней организационно-правовой формы переходят к вновь созданному юридическому лицу. Сейчас же законодатель говорит, что перехода прав и обязанностей нет, поскольку реорганизуемое юридическое лицо, по сути, не прекращает свою деятельность, а только, так сказать, "переодевается", меняя свою организационно-правовую форму.

Безусловно, такой подход значительно упрощает весь процесс реорганизации, а именно: не надо подавать уведомление в налоговый орган о начале процедуры реорганизации и делать публикации в "Вестнике Государственной Регистрации" с периодичностью в месяц. А по вопросу предоставления передаточного акта мнения практиков расходятся: одни считают, что предоставлять не надо, другие думают – наоборот. Кто прав?

На самом деле, однозначного ответа на этот вопрос пока не существует. С одной стороны Гражданский Кодекс говорит нам о том, что порядок реорганизации в других формах и документы, необходимые для этого, к преобразованию не имеют никакого отношения (п. 5 ст. 58 ГК РФ). С другой стороны, до сих пор действуют положения статьи 14 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – № 129-ФЗ), закрепляющие полный перечень документов для предоставления в налоговый орган, среди которых мы видим обязанность в предоставлении передаточного акта или разделительного баланса. Таким образом, видим противоречие одного нормативно-правового акта федерального уровня другому. Безусловно, законодатель в ФЗ от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ…" (далее - № 99-ФЗ) не забыл упомянуть, что акты, до приведения их в соответствие, действуют в части, не противоречащей ГК (п. 4 ст. 3).

А как практически осуществить весь процесс? Можно пойти по пути наименьшего сопротивления и до реорганизации заранее узнать, какие требования предъявляет в частности Ваш налоговый орган. Сегодня поступить именно таким образом будет наилучшим способом решения проблемы. Даже если Ваш налоговый орган требует, по Вашему мнению, необоснованно много документов (читай – все, перечисленные в статье 14 № 129-ФЗ), спорить с ним будет бесполезно. Если же Вы, будучи глубоко убежденным в своей правоте, принципиально предоставите не все документы – получите отказ, а если решите оспаривать его – опять потратите драгоценное время, практически равное тому, которое бы ушло на проведение реорганизации по старому порядку.

Практика показывает, что налогоплательщики с большой вероятностью столкнутся с неоднозначными позициями налоговиков. Конечно, возможно, если Вы непосредственно обратитесь в налоговый орган с просьбой предоставить разъяснение, как действовать в Вашей ситуации, позиция налоговой с момента проведения настоящего опроса уже может поменяться. Консультирование по телефону не является гарантией осуществления реорганизации без проблем.

А важными являются следующие вопросы: по какому порядку продолжает действовать налоговый орган? Какие конкретно документы требует? И, в конце концов, надо ли предоставлять передаточный акт?!

Мнения налоговых органов по этому вопросу расходятся. Кто-то до сих пор продолжает действовать по старому порядку, требуя прохождение всех этапов, вплоть до опубликования сообщения о реорганизации в Вестнике государственной регистрации, кто-то более мобилен: публикацию не требуют, но требуют подачу сообщений по 2-м формам вместе с передаточным актом, а кто-то идет в ногу с изменениями законодательства и запрашивают только одну форму, прилагая, на усмотрение налогоплательщика, передаточный акт.

В заключение хотелось бы сказать следующее: независимо от того, как реагирует ваша налоговая на изменения законодательства – так сказать, следуют ли они им своевременно или нет – если у Вас имеется потребность в реорганизации – реорганизуйтесь, но предварительно изучив всю процедуру самостоятельно, либо обратившись к специалистам, которые сделают это за Вас.

Екатерина Беляева, юрист Коммерческой практики.


Возврат к списку