• Главная
  • Публикации
  • Оценка регулирующего воздействия как фактор социально-экономического развития региона
20 Апреля 2015

Оценка регулирующего воздействия как фактор социально-экономического развития региона

Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) — процедура, в ходе которой анализируются проекты нормативно-правовых актов с целью выявить в них положения, приводящие к избыточным административным ограничениям в деятельности предпринимателей, а также к необоснованным расходам как для бизнеса, так и для бюджетной системы страны.

История ОРВ на Среднем Урале

  • Институт ОРВ в Свердловской области появился в 2011 году — регион стал «пилотным» субъектом РФ по участию в оценке регулирующего воздействия проектов федеральных правовых актов. 
  • В сентябре 2012 года подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Свердловской области и Минэкономразвития России по вопросам, связанным с созданием и развитием в регионе института оценки регулирующего воздействия. 
  • C 1 января 2013 года в Свердловской области вводится ОРВ проектов нормативных правовых актов (Постановление правительства Свердловской области от 22.08.2012 г. № 897-ПП "О проведении оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов в Свердловской области"). 
Рейтинг, ОРВ

По итогам 2014 года Свердловская область вошла:

  • в лидеры рейтинга Минэкономразвития РФ по качеству осуществления ОРВ и экспертизы в субъектах Российской Федерации;
  • в высшую лигу ОРВ в рейтинге национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 

Победы предпринимателей:

Проект закона «О внесении изменений в закон Свердловской области «О введении действие патентной системы налогообложения на территории Свердловской области»:
  • в некоторых муниципальных образованиях снижена стоимость патента (чем меньше муниципальное образование, тем меньше стоимость патента), что явилось положительным фактором для улучшения предпринимательской активности. 
Проект закона Свердловской области «О внесении изменений в закон Свердловской области от 29 октября 2013 года № 103-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и ограничения ее потребления на территории Свердловской области»:
  • в публичных консультациях по данному проекту участвовало 42 организации и индивидуальных предпринимателя, которые направили 51 предложение; 
  • проект доработан с учетом замечаний бизнес-сообщества;
  • участники алкогольного рынка «прочувствовали» институт ОРВ на себе — их негативные отзывы позволили направить законопроект на доработку;
  • бизнес не ушел из региона, а остался работать; 
  • сигнал для потенциальных инвесторов — в Свердловской области они не столкнутся с такими административными барьерами, как в других регионах. Скажем, в соседнем Пермском крае, который даже не вошел в рейтинг Высшей школы экономики (опубликовано менее 10 заключений об оценке регулирующего воздействия), таких гарантий быть не может;
  • институт ОРВ позволяет моделировать законодательную базу, отвечающую потребностям предпринимателей, это – реальный фактор для экономического развития региона!
В 2015 году в качестве пилотных проектов ОРВ начала применяться в пяти муниципальных образованиях Свердловской области: - Каменск-Уральском; - Лесном; - Полевском; - Ревде; - Верхней Пышме.
  • В рамках соглашения «Деловая Россия» дала свое заключение на проект постановления администрации г. Лесной «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального контроля за соблюдением условий организации регулярных перевозок на территории городского округа «Город Лесной». Из четырех направленных замечаний три были учтены и внесены в административный регламент. 

Баланс интересов:

  • Отзыв на проект акта может направить любой потенциальный участник правоотношений, поэтому у разработчика формируется всестороннее понимание о проекте закона.
  • Обязательным пунктом пояснительной записки к проекту акта является прогноз социально-экономических последствий принятия закона, то есть разработчик сам должен оценить последствия принятия законопроекта, а затем скорректировать их с учетом поступивших предложений.

Не получили должного отклика:

Проект постановления Правительства Свердловской области «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год» 
  • юридическая компания «ЭНСО» оказалась единственным участником публичных консультаций, направившим свои замечания по данному проекту, хотя приказ затронул 41 объект недвижимости!
  • налоговая нагрузка на торговые центры возросла в несколько раз.
Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области…»:
  • значительно увеличены ставки арендной платы; 
  • например, в Нижнем Тагиле по некоторым категориям земель увеличение произошло в десять раз. 

Оценка регулирующего воздействия:

  • реальный инструмент создания комфортной бизнес-среды;
  • «фильтр» для условий, ухудшающих экономическое состояние региона; позволяет найти гармонию в отношениях бизнеса и власти;
  • является фактором социально-экономического развития территорий.

Возврат к списку