08 окт 2014
Начиная с первого января 2015 года, гражданам Российской Федерации придется почувствовать на себе и на «своем кармане» новые изменения налогового законодательства, а именно - появится необходимость платить налог на недвижимое имущество, который заменит, действовавший с 1993 года налог на имущество физических лиц. Постараюсь более ли менее подробно рассказать о том, как это будет выглядеть на практике.
Особенно новые изменения коснутся пенсионеров и льготников. До сих пор эти малообеспеченные категории граждан были освобождены от уплаты налога на имущество на все свои владения. А за многими числились и по две-три квартиры, дача, гараж. Теперь государство оставляет право льготы только на один объект недвижимости. На выбор дается квартира, дача, творческая мастерская, хозяйственные постройки не более 50 кв. метров, гараж или машино-место. О своем выборе единственного льготного объекта недвижимости пенсионерам и льготникам необходимо будет письменно уведомлять налоговиков.
Кстати, отдельно стоящие на участках бани, старые и новые сараи или гаражи придется регистрировать и платить за них налог также с кадастровой стоимости. Либо снести.
С 2015 по 2019 год регионы по мере готовности кадастровых оценок будут переходить на него, отменяя при этом устаревший налог на имущество. Предельные ставки: 0,1% от кадастровой стоимости объектов — для жилья (в том числе и недостроенного), гаражей машино-мест, 0,5% — для иных строений. Отдельно в развитие идей о налогах на роскошь установлена ставка для недвижимости стоимостью свыше 300 млн. рублей — до 2%. Также налогом не облагаются квартиры площадью в 20 кв. м, комнаты — в 10 кв. м и дома — в 50 кв. м.
Несомненно, можно утверждать, что налог на недвижимость физических лиц будет в несколько раз существеннее налога на имущество физических лиц, так как в соответствии со схемой данного налога налоговая база будет рассчитываться, исходя из кадастровой стоимости недвижимости. Это непосредственно коснется собственников жилья, не относящегося к новому, построенному в 50-е, 60-е, 70-е 80-е годы, размер налога для их собственников значительно возрастет. Что на мой взгляд является мерой, неоправданной и существенно скажется на благосостоянии собственников жилых помещений в таких домах.Настоящий Федеральный закон предусматривает трехуровневую систему налоговых ставок: от 0,1% до 2%, где ставка 0,1% устанавливается для:
-жилых домов и помещений;
-объектов незавершенного строительства, в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
-единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение;
-гаражей и машиномест;
-хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров, расположенных на садовых и дачных земельных участках.
Второй уровень налоговых ставок устанавливается для торговых и административно-деловых центров, офисов, торговых объектов и объектов общепита. Их ставка равняется 2% от кадастровой стоимости. Также по этой ставке будут облагаться объекты, чья кадастровая стоимость более 300 млн рублей. Прочие объекты будут облагаться по ставке 0,5%.
Что касается льгот, то в отношении объектов, которые будут облагаться налогом по 2-х процентной ставке, льготы действовать не будут.
Данная схема, по сути, предусматривающая объединение и замену нескольких налогов одним модернизированным, определенно имеет свои преимущества, освобождая от необходимости, как минимум, исчисления каждого налога по своей схеме. Однако как это будет действовать на практике, мне кажется, говорить пока рано.
Настоящий Закон предусматривает возможность оспаривания кадастровой оценки объекта налогообложения. Решение может быть принято комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда. Можно предположить, что данное положение закона может явиться причиной потока судебных дел по оспариванию кадастровой стоимости. Даже на сегодняшний день кадастровая стоимость близка к рыночной, и соответственно, намного выше инвентаризационной. Использование кадастровой стоимости при расчете сумм налогов, подлежащих уплате, может привести к тому, что данные суммы вырастут в несколько раз. К тому же, неизвестно, сколько раз придется пересматривать кадастровую стоимость объектов, чтобы она оставалась актуальной.
Переходить на новые отношения с гражданами в сфере взимания налогов с недвижимости регионы смогут по мере готовности кадастровой оценки зданий, отменяя при этом действующий налог на имущество. На это законопроектом отведено пять лет - с 2015 по 2020 год. В настоящее время более чем для половины объектов недвижимости в России кадастровая стоимость пока не определена.
Вводя новый налог, правительство своей задачей ставит простимулировать региональные власти к ускоренной массовой кадастровой оценке зданий и сооружений. Ведь именно этот налог, как и во многих странах с рыночной экономикой, должен стать основной базой для формирования местной казны. Поступления в бюджеты за счет налогов на недвижимость и землю могут вырасти от 20 до 100%. При этом деньги пойдут в первую очередь на благо самих налогоплательщиков - собственников недвижимости: для строительства дорог, коммуникаций, энергетических систем, поликлиник, удобных парковок, благоустройства дворов, детских площадок, устройства велодорожек, то есть удобной окружающей социальной среды.
Однако хотелось бы отметить, что и при нынешней существующей системе налогообложения, региональных и местных налогов, денежных средств было вполне достаточно для развития региональной и местной инфраструктуры, но денежные средства по тем или иным причинам не доходили до конечных получателей.
В настоящий момент о готовности регионов следует говорить с особой осторожностью, так как работы по проведению оценки кадастровой недвижимости не проводились. Поэтому первоначальной задачей федеральных и региональных властей является создание и налаживание организационно правовой структуры, которая позволит эффективно внедрять и использовать новый вид налогообложения.
Читать полностью на: http://ekb.dk.ru/blogs/post/imuschestvo-ne-v-radost#ixzz3GwZeVXIk