08 авг 2016
Минэкономразвития предлагает распространить 44-ФЗ "О контрактной системе" на закупки автономных учреждений и фондов. В чем причина ужесточения контроля над закупками этих безобидных некоммерческих организаций?
Секрет раскрывает управляющий партнер ГК "ЭНСО", глава комитета по оценке регулирующего воздействия "Деловой России" Алексей Головченко
Основное отличие между ГУПами и МУПами, уже включенными в сферу действия 44-ФЗ (см.подробнее об этом - здесь), и автономными учреждениями и фондами, на которых 44-ФЗ еще только думают распространить – в том, что первые – это все таки коммерческие организации, т.е. они созданы с целью извлечения прибыли. Другое дело, что у них особый порядок наделения их имуществом – они получают его от государства или муниципалитетов.
На практике большинство из ГУпов и МУПов очень быстро были превращены предприимчивыми чиновниками в средство для «распила» бюджета. В некоторых случаях они становились единственными поставщиками каких-либо работ или услуг (ангажированные закупки, сделанные специально под них), в других – муниципалитеты субсидировали свои МУПы и таким образом обходили контролирующие положения законодательства. В итоге сформировалось два вида унитарных предприятий – те, кто действительно занимался какой-то деятельностью и зарабатывал деньги, и те, кто существовал номинально, в основном - для вывода бюджетных средств. Распространение требований 44-ФЗ на ГУПы и МУПы, по логике законодателя, должно упорядочить деятельность первых и полностью «перекрыть кислород» вторым.
Пытаясь избежать усиления контроля, которое ждет их с 1 января 2017 года, когда 44-ФЗ начнет распространяться и на них, многие МУПы и ГУпы стали задумываться о том, чтобы сменить организационно-правовую форму и стать автономными учреждениями. Согласно действующему законодательству, автономные учреждения и фонды не являются коммерческими организациями и не имеют своей основной целью извлечение прибыли. Однако здесь есть большое "но": законодатель, тем не менее, не запрещает им оказывать услуги на коммерческой основе. И здесь многие ГУПы и МУПы увидели для себя возможность "выкрутиться" - автономные учреждения и фонды пока сохраняют возможность самостоятельно распоряжаться заработанными средствами.
Федеральный закон "О контрактной системе" еще с момента своего вступления в силу в 2014 году, предполагал постепенный перевод всех организаций на федеральную контрактную систему. В связи с этим автономные учреждения и фонды также были включены в изначальный план. Потом они из этого плана выпали - раз никто не видел в них реальной опасности, решили не торопиться. Однако после того, как было разворошено осиное гнездо номинальных унитарных предприятий, которые стали поглядывать на автономные учреждения и фонды как на способ решения своих проблем – ситуация изменилась. Неудивительно, что и их планируют как можно скорее поставить под действие 44-ФЗ. На мой взгляд, вполне оправданная мера. Учитывая, что экономика страны сегодня совсем не в том положении, чтобы продолжать закрывать глаза на «неэффективное» расходование бюджетных средств, тот факт, что правительство страны реагирует не только постоянным увеличением налогов, но и законодательно закрывает любые лазейки для утечки денег из бюджета, не может не радовать.
Узнать больше о том, как грамотно осуществлять свою деятельность по 44-ФЗ, можно здесь.