Как оспорить кредитную историю?

02 ноя 2021

Плохая кредитная история – частая причина отказа банков в выдаче займа и работодателей в приеме на работу. Что делать, если Вы обнаружили в ней несоответствие действительности, рассказали юристы ЭНСО.

Что такое кредитная история?

Кредитная история – объединенные в один отчет сведения о кредитных обязательствах заемщика.

В нем отображается:

  • полный список банков, микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов, услугами которых он пользовался, 
  • размер займов,
  • качество соблюдения условий их погашения,
  • данные о поручительстве по чужим кредитам и выступлении созаемщиком.

Весь объем информации числится в специализированных организациях – Бюро кредитных историй, или БКИ. Их несколько, банки самостоятельно выбирают БКИ, куда направляют сведения о каждом заемщике. Таким образом, если он брал кредиты в разных банках, то его кредитная история может храниться по частям в разных БКИ.

Срок хранения – 10 лет с момента последних обновлений. Они же вносятся в течение пяти рабочих дней после совершения любой операции. Пристальное внимание уделяется, как правило, кредитной активности в течение последних 2-3 лет.

Структура документа, предоставляющего информацию о кредитной истории, выглядит следующим образом:

1. Титульный лист

Персональная информация заемщика – ФИО, паспортные данные, ИНН, СНИЛС.

2. Основная часть

Детальное описание кредитных обязательств. Также здесь могут отображаться сведения о неисполненном решении суда, взыскании долгов судебными приставами.

3. Закрытая часть

Перечень кредитных организаций, когда-либо выдававших займы, а также запрашивавших информацию о гражданине.

4. Информационная часть

Список запросов на получение кредита и причины отказа.

Как и зачем отслеживать кредитную историю?

Кредитная история интересует многие структуры:

  • Банки, микро-финансовые организации и кредитные потребительские кооперативы первым делом запрашивают ее при рассмотрении заявки.
  • Страховые компании оценивают добросовестность заемщика при подготовке предложений.
  • Сервисы каршеринга анализируют исполнительность клиента. Тем, кто задерживает оплату по кредитам, в доступе к автомобилям отказывают.
  • Работодатели банковского, государственного сектора или крупных компаний изучают кредитную историю при приеме на работу.

К сожалению, информация, прописанная в кредитной истории, может не соответствовать действительности, что усложняет отношения заемщиков с вышеперечисленными организациями. Просто на просто, они получают незаслуженный отказ.

Чтобы предотвратить заминки и недоразумения, советуем своевременно отслеживать обновление данных в отчетности банков. Для этого достаточно следовать нашей короткой инструкции:

1. Выясните, в каком БКИ числится Ваша кредитная история. Для этого направьте запрос в Центральный каталог кредитных историй любым удобным для Вас способом

  • Через портал Госуслуг (Услуги/Налоги и финансы/Сведения о бюро кредитных историй).
  • Через официальный сайт Банка России (в данном случае потребуется указать код субъекта кредитной истории, присваиваемый при выдаче первого займа. Он указывается в кредитном договоре).
  • Через Почту России.

2. Когда список получите список действующих бюро, запросите кредитную историю в каждом из них. По закону каждый из них обязан предоставлять ее два раза в год.

  • Заявку в электронной форме можно отправить на сайте бюро.
  • В бумажном виде телеграммой, письмом или в офисе БКИ.

Почему в кредитной истории встречаются ошибки?

С момента последней кредитной операции не прошло 5 рабочих дней.

  • Вовремя погасили кредит по карте, перестали ей пользоваться, но не заблокировали. Плата за ежегодное обслуживание продолжала взыматься, из-за чего баланс стал отрицательным и возникла задолженность.
  • Выполнили обязательства по кредиту, но не внесли сумму оплаты страховки или комиссии, а банк по каким-то причинам не известил.
  • Ошибка сотрудника банка.

Как оспорить кредитную историю?

Вариант 1. Составьте претензию в свободной форме, приведите аргументы, приложите квитанции об оплате в качестве доказательств

  • отправьте пакет документов в электронном виде в службу поддержки кредитной организации,
  • лично обратитесь с претензией в офис банковского обслуживания с целью выяснения обстоятельств.

Вариант 2. Направьте претензию в Бюро кредитных условий, в котором числится отчетность.

  • Лично обратитесь в бюро, при себе нужно иметь паспорт, справку от кредитной организации о погашении задолженности, квитанцию об оплате.
  • Отправьте Почтой России письмо с описью и уведомлением о получении, к заверенному нотариусом заявлению не забудьте приложить справку от кредитной организации о погашении задолженности и квитанцию об оплате

БКИ передаст претензию в организацию, сформировавшую кредитную историю, то есть в банк, МФО или КПК. Если она подтвердит объективность поправок, то бюро исправит данные.

Срок процедуры – 30 дней с момента получения заявления бюро.

Если правда на Вашей стороне, а в устранении ошибки отказано, то остается только обращаться в суд.

Юристы ЭНСО помогут разобраться в ситуации и составить исковое заявление, способное предотвратить спорные вопросы и защитить Ваши права в полном объеме.

Оставьте заявку на консультацию, мы поможем решить проблему!

Вы можете поделиться материалом в социальных сетях.

Задать вопрос

Эти статьи могут вам понравиться

2003 - 2024 © Все права защищены