14 окт 2019
Для максимально полной картины, связанной с установлением получения необоснованной налоговой выгоды, налоговые органы должны проводить контроль в рамках ст. 86, 90, 92, 93.1, 95, 96, 97 Налогового кодекса. Проверке подвергались не только подконтрольное лицо, но и контрагенты и третьи лица, имеющие отношение к сделке. Идея этого письма заключалась в возможности перекрытия схем хищения НДС, а также была направлена на прекращение деятельности фирм-однодневок.
Верховный Суд РФ объявил положения абзаца 7 письма ФНС от 16.10.2015 г. № СД-4-3/18072 недействующими. Судом отмечено, что согласно п. 1 ст. 92 НК РФ налоговые инспекторы вправе проверять только то лицо, в отношении которого начата проверка и не вправе проверять контрагентов, не имеющих непосредственное отношение к деятельности проверяемого лица.
Поводом к такому решению послужила жалоба предпринимателя на действия налогового органа. В ходе налоговой проверки сотрудники ФНС провели осмотр всех помещений и территорий, чем воспрепятствовали нормальному функционированию предприятия.
Суд согласился с доводами истца, что право налоговых инспекторов осматривать территории и помещения лиц, которые не имеют непосредственного отношения к проверке, выходит за рамки их полномочий - тем самым нарушает права третьих лиц и проверяемого лица.
Верховным судом указано на недопустимость расширения круга лиц во время проведения камеральной проверки. Согласно п.6, п.1 ст. 31 НК РФ у инспекторов ФНС есть право осматривать складские, производственные, торговые, офисные помещения, проводить проверки отчетности и учета всего того, что предпринимателем используется для извлечения прибыли, а также проводить опросы лиц, назначать экспертизы и т.д. Но это возможно лишь в рамках конкретного налогоплательщика.
Судом указано, что данный абзац Письма ФНС предоставляет необоснованно широкие полномочия налоговым органам, выходящие за рамки положений действующего Налогового кодекса. Расширение полномочий налоговых органов приводит к ограничению деятельности участников экономических правоотношений и ущемлению их прав
В ходе исследования материалов дела Верховный суд указал, что письмо ФНС от 16.10.2015 г. № СД-4-3/18072 не было официально опубликовано и не было направлено в налоговые органы для исполнения. Это был ответ на запрос некоммерческого партнёрства.
Заявитель сослался на тот факт, что письмо обладает всеми необходимыми нормативными свойствами как обязательное предписание, что позволяет его использовать неоднократно и применять к различным участникам бизнеса. Исходя их буквального толкования письма, расширяется состав лиц и территория, которые могут быть подвергнуты проверке - налоговые органы в рамках одной проверки одновременно ведут проверки иных лиц.
Несмотря на то, что Министерство юстиции, ФНС России делали акцент на том, что Письмо имеет не более, чем рекомендательный характер, Верховный суд с ними не согласился. Он указал на материалы налоговой проверки, среди которых находятся постановления о проведении осмотра занимаемых территорий и помещений в отношении контрагента заявителя. Тем самым был подтвержден факт того, что указанное Письмо Налоговые органы использовали как руководство к действию.
Из анализа судебной практики следует, что суды при возникновении аналогичных спорных вопросов встают на сторону налогоплательщика, признавая неправомерными действия налоговиков.
В апреле 2019 года Апелляционным судом было рассмотрено дело. В ходе налоговой проверки ООО был доначислен НДС, а также наложены штрафные санкции. В ходе судебного разбирательства было установлено, что налоговому органу не удалось провести проверку контрагента ООО, на основании чего ими был сделан вывод о недостоверности представляемой отчетности. Судом первой инстанции, а потом и апелляционной была признана правота за плательщиком. (Постановление от 18 апреля 2019 г. по делу № А13-15327/2017 АС Вологодской области)
То есть и раньше судами признавалось незаконность применения абзаца 7 письма ФНС от 16.10.2015 г. № СД-4-3/18072. Но какой процент предпринимателей действительно обжаловал решение налоговой? Сколько было потрачено нервов и сил. Сейчас же Верховный суд поставил точку. Надеемся, что до ФНС решение это будет доведено.
Зачастую у предпринимателей возникают проблемы при проведении проверок Налоговыми инспекциями. Нередко инспекторы ссылаются на внутренние письма и разъяснения, нарушая права предпринимателей.
В рамках бухгалтерского аутсорсинга специалисты ЭНСО оказывают правовые консультации: в ходе детального анализа проблем, возникающих в ходе налоговых проверок, удается найти оптимальное для клиента решение.
Преимущества бухгалтерского аутсорсинга – экономия средств за счет отсутствия необходимости в:
Закажите бухгалтерский аутсорсинг ЭНСО, мы возьмем на себя ответственность за:
Клиенты выбирают ЭНСО:
Ответим на вопросы
Звоните +7 (343) 384-87-33
Пишите на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Или оставьте заявку на обратный звонок